РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21.06.2012 Сысертский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Холоденко Н.Б., с участием помощника Сысертского районного прокурора Кадочниковой Е.Н., представителя ответчика Бабаева Э.А., представителя третьего лица Сазонова А.В., при секретаре Тумашовой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-695/2012 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной за границами населенного пункта <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения. В исковом заявлении указал, что ФИО2 межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на землях, расположенных в границах ФИО2 городского округа. В ходе проверки установлено, что за границами населенного пункта <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, общей площадью примерно 3,5 га. Данный факт подтверждается информацией администрации Сысертского городского округа и информацией главы Никольской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицей. В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 указанного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 13 данного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с этим, согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Согласно п.18 ч.1 ст.31 Устава Сысертского городского округа и пп.18 п.2.1 Положения об администрации Сысертского городского округа, утвержденного Решением Думы Сысертского городского округа от 23.12.2010 № 347 к полномочиям Администрации городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка твердых бытовых и промышленных отходов, расположен в границах Сысертского городского округа, а поскольку обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель, составляющих территорию муниципального образования, возложена на администрацию городского округа, указанная свалка должна быть ликвидирована силами органа местного самоуправления. Наличие данной свалки противоречит праву каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленному в ст.42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды. В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в суде осуществляется защита оспоренных или нарушенных прав способами, предусмотренными ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. К числу таких способов относится, в том числе, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Помощник Сысертского межрайонного прокурора Кадочникова Е.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила исковые требования, просила возложить на Администрацию Сысертского городского округа обязанность в срок не позднее одного месяца после вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной за границами населенного пункта <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения. Представитель Администрации Сысертского городского округа Бабаев Э.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поскольку считает их необоснованными. Представитель третьего лица Никольской сельской администрации Сазонов А.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что Никольской сельской администрацией постоянно ведется работа по ликвидации мусорной свалки. Но избавиться от свалок полностью проблематично в связи с тем, что на местах, где свалки ликвидируются, быстро возникают новые. Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. При разработке нормативов градостроительного планирования, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, зданий и сооружений, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии со ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пунктами 10 и 11 ст.6 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ», утвержденного Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 № 81 к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (содержание охрана земель) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель. В соответствии с п.18 ст.34 Устава муниципального образования «Сысертский городской округ» к полномочиям администрации Сысертского городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Как установлено судом, Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на землях, расположенных в границах Сысертского городского округа. В ходе проверки установлено, что за границами населенного пункта <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, общей площадью примерно 3,5 га. Данный факт подтверждается информацией администрации Сысертского городского округа и информацией главы Никольской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицей. Согласно кадастровой выписке филиала ФГБУ «ФКР Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 данный земельный участок расположен в пределах ФИО2 <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения. Наличие несанкционированной свалки способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ, п.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, заявленные требования о возложении на Администрацию Сысертского городского округа обязанности организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной за границами населенного пункта <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов удовлетворить. Обязать Администрацию Сысертского городского округа в течение месяца после вступления настоящего решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной за границами населенного пункта <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд <адрес>. Судья Холоденко Н.Б. Решение изготовлено в окончательной форме 26.06.2012