РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (заочное) 11.07.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием помощника прокурора Кадочниковой Е.Н., представителя ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивиной Е.П., представителей третьих лиц Государственного казенного учреждения Свердловской области «Сысертское лесничество» Березина И.В. и Кашинской сельской администрации Сурина К.В., при секретаре Рыжове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-398/2012 по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа и индивидуальному предпринимателю Пыжьянову Ю.П. о ликвидации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа с требованиями о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне <данные изъяты>. В обоснование иска указано, что прокуратурой области совместно с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда в границах соответствующих муниципальных образованиях, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что в лесопарковой зоне <данные изъяты> расположена несанкционированная свалка промышленных и бытовых отходов, общей площадью 01 га. Данный факт подтверждается актом о лесонарушении №40817810604900317040с, составленным ДД.ММ.ГГГГлавным специалистом ГУ СО «Сысертское лесничество» ФИО7, а также фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, расположен в лесном массиве, находящимся в границах Сысертского городского округа, а поскольку обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель, составляющих территорию муниципального образования, возложена на администрацию городского округа, указанная свалка должна быть ликвидирована силами органа местного самоуправления. Наличие данной свалки противоречит праву каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленному в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды. Представитель Прокуратуры Свердловской области, ссылаясь на Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Устав Сысертского городского округа, Положения об администрации Сысертского городского округа, утвержденного Решением Думы Сысертского городского округа от 23.12.2010 № 347, просит обязать Администрацию Сысертского городского округа в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне Кашинского участкового лесничества, участок Кашинский, квартал 23 выдел 25, 26. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Пыжьянов Ю.П., являющийся арендатором лесного участка. В судебном заседании представитель Сысертской межрайонной прокуратуры помощник прокурора Кадочникова Е.Н. уточненные исковые требования поддержала, просила обязать Администрацию Сысертского городского округа и индивидуального предпринимателя Пыжьянова Ю.П. не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по сбору, вывозу, ликвидации и утилизации бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне Кашинского <данные изъяты> Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Ивина Е.П., действующая на основании доверенности уточненные исковые требования предъявленные к Администрации Сысертского городского округа не признала. Суду пояснила, что согласно предоставленной «Сысертским лесничеством» информации указанные в заявлении лесные участки имеют арендаторов. С арендатором Пыжьяновым Ю.П. заключен договоры аренды лесных участков с разрешенным использованием для заготовки древесины. Есть места для утилизации, осуществляется вывоз мусора. Арендатор должен поддерживать порядок на предоставленном ему участке. Администрация не должна заниматься содержанием свалки. Вывоз, сбор и утилизация мусора – этим занимаются коммерческие организации. Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Свердловской области «Сысертское лесничество» Березин И.В., действующий на основании доверенности оставил решение данного вопроса на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что свалка и на день рассмотрения дела не убрана. Представитель третьего лица Кашинской сельской администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Ответчик Пыжьянов Ю.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно, причины неявки не известны, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства. Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 указанного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании ст. 13 данного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ (содержание охрана земель) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биологического загрязнения, и захламления земель. Наряду с этим, согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Согласно п. 18 ч. 1 ст. 31 Устава Сысертского городского округа и пи. 18 п. 2.1 Положения об администрации Сысертского городского округа, утвержденного Решением Думы Сысертского городского округа от 23.12.2010 № 347 к полномочиям Администрации городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, п. 6.4 Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории Сысертского городского округа, утвержденного решением Думой Сысертского городского округа от 25 июня 2009 г. N 164, запрещается размещение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на участках залегания полезных ископаемых, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов, и где технически затруднено и экономически неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей среды. Судом установлено, что проведенной Прокуратурой области совместно с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области проверкой выявлены нарушения действующего законодательства по соблюдению требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда в границах Сысертского городского округа. Так в лесопарковой зоне <данные изъяты>, выявлена несанкционированная свалка промышленных и бытовых отходов, общей площадью 0,1 га, что подтверждается актом о лесонарушении №40817810604900317040с, составленным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6), а также фототаблицей (л.д. 7). В судебном заседании представитель Сысертского лесничества пояснил, что данная свалка и на день рассмотрения дела не убрана. Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, согласно плана (л.д. 7) расположен в лесном массиве, находящимся в границах Сысертского городского округа Кашинского участкового лесничества, участок Кашинский, квартал 23 выдел 25, 26. Также судом установлено, что участок <данные изъяты>, на котором расположена несанкционированная свалка промышленных и бытовых отходов, общей площадью 0,1 га, передан по договору аренды лесного участка №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ в аренду индивидуальному предпринимателю Пыжьянову Ю.П. сроком на 25 лет (л.д. 12-19). Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов. Указанной статьей предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. На основании ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется ряд мер санитарной безопасности, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Указанные в пункте 4 части 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 4 которых на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Кроме того, пунктом <данные изъяты> заключенного между Министерством природных ресурсов Свердловской области и индивидуальным предпринимателем Пыжьяновым Ю.П., установлено, что арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении №40817810604900317040 к договору. Таким образом, суд считает, что за проведение санитарно-оздоровительньгх мероприятий, в частности ликвидацию несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов на арендованном лесном участке в лесопарковой зоне Кашинского участкового лесничества, участок Кашинский, квартал 23 выдел 25, 26, должны отвечать как органы местного самоуправления в частности Администрация Сысертского городского округа, так и арендатор лесного участка индивидуальный предприниматель Пыжьянов Ю.П. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Суд считает, что обязанность арендатора по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке предписана как законом (частью 2 статьи 616 ГК РФ, частью 2 статьи 55 ЛК РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414). В соответствии с пунктом 28 Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Как предусмотрено пунктом 4 Правил на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. На момент заключения договора аренды лесного участка перечисленные выше императивные нормы права, закрепленные в части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил, действовали. Кроме того, следует отметить, что и по условиям самого договора арендатор принял на себя обязательства по соблюдению Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 3.4.5). Таким образом, частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия (СОМ) осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения СОМ в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению СОМ под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов. В связи с чем, в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах в полном объеме. Таким образом, поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории арендуемой ответчиком, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. При таких обстоятельствах оснований для освобождения ответчика ИП Пыжьянова Ю.П. от обязанности ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на арендованном этим ответчиком участке, не имеется. В силу вышеприведенных норм материального права он также отвечает за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке, наряду с Администрацией Сысертского городского округа, на которую действующим законодательством (п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") отнесено решение такого вопроса местного значения как организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Указанная правовая позиция подтверждается и сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда Республики Карелия от 01.03.2011 по делу N 33-617/2011). Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение к исполнению обязанности в натуре. Учитывая, что наличие свалки в границах лесопарковой зоны, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п.1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»), суд считает необходимым уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме, обязать Администрацию Сысертского городского округа, и индивидуального предпринимателя Пыжьянова Ю.П. не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по сбору, вывозу, ликвидации и утилизации бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне <данные изъяты> На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд РЕШИЛ: исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сысертского городского округа и индивидуальному предпринимателю Пыжьянову ФИО12 о ликвидации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне <данные изъяты> удовлетворить. Обязать Администрацию Сысертского городского округа и индивидуального предпринимателя Пыжьянова ФИО12 не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по сбору, вывозу, ликвидации и утилизации бытовых и промышленных отходов в лесопарковой зоне <данные изъяты> Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Мурашов А.С. Решение изготовлено 16.07.2012