ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28.06.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием прокурора Кашкаровой М. В., при секретаре Котельниковой М. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора к Администрации Сысертского городского округа, Управлению образования Сысертского городского округа о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по оборудованию здания специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, УСТАНОВИЛ: Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением Администрации Сысертского городского округа, Управлению образования Сысертского городского округа о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по оборудованию здания специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование заявленных требований указано, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведана проверка исполнения Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по созданию условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. В ходе проверки было установлено, что Управление образования Администрации Сысертского городского округа игнорирует требования законодательства, направленного на создание условий инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Так, при входе в здание Управления образования лестница не оборудована специальными средствами – поручнями, не установлена кнопка вызова работников Управления образования, кабинеты которых находятся на втором этаже здания. В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается понятие инвалидам: «инвалид» - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а так же в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами ФИО1 Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениями, сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплекса от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, в части требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема минимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличить уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движения должна быть не менее 1,0 м. площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов, с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120. вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а так же у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц – на высоте – 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3м. Одним из средств конкретизации ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требований доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, поручней или другие приспособления для удобства инвалидов, а так же специальные указатели мест бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств. Необходимость установления таких требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст.2, 24,48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040/ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (ст. 3,8,10, 30). В результате бездействий Управления образования Администрации Сысертского городского округа ущемляются гарантированные государством права инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, основной целью которой является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Контроль за соблюдением требования, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными образованиями в пределах их компетенции. В <адрес> так же утверждена Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПП Областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>» на 2011-2015 года. Принимая во внимание, что Управление образования посещает неопределенный круг лиц, престарелые граждане, инвалиды, дети-инвалиды, здание Управления образования является общедоступным местом, указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту инвалидов, так как в соответствии со ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Сысертский межрайонный прокурор просил признать незаконными бездействие Управления образования Администрации Сысертского городского округа и Администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в несоблюдении требований в части обеспечения инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственного доступа в здание, где расположено Управление образования по адресу: <адрес>. Обязать Управление образования Администрации Сысертского городского округа и Администрацию Сысертского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать входную группу в здание, расположенное по адресу: <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, кнопкой вызова. В судебном заседании прокурор Кашкарова М. В. заявленные исковые требования поддержала, и, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, просила суд обязать признать незаконными бездействие Управления образования Администрации Сысертского городского округа и Администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в несоблюдении требований в части обеспечения инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственного доступа в здание, где расположено Управление образования по адресу: <адрес>. Обязать Управление образования Администрации Сысертского городского округа и Администрацию Сысертского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать входную группу в здание, расположенное по адресу: <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, кнопкой вызова. Представители ответчика – Администрации Сысертского городского округа, Управления образования Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом – представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа Бабаев Э. А. участвовал в предыдущем судебном заседании при отложении гражданского дела, причина неявки неизвестна. В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. С учетом мнения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, суд определил рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства. Представитель третьего лица на стороне истца Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> «Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> в <адрес>» в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором указал, что требования прокурора поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплекса от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, в части требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема минимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличить уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительного одностороннем движения должна быть не менее 1,0 м. площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов, с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов – не менее R120. вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а так же у всех перепадов высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц – на высоте – 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3м. В статье 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено нормативное требование доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, поручней или другие приспособления для удобства инвалидов, а так же специальные указатели мест бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств. Необходимость установления таких требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст.2, 24,48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040/ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (ст. 3,8,10, 30). Из предоставленных суду доказательств – фотографий здания Управления образования Сысертского городского округа – <адрес>, усматривается, что вход в данное здание не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, кнопкой вызова Таким образом, в результате бездействий Управления образования Администрации Сысертского городского округа ущемляются гарантированные государством права инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 175 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", основной целью которой является формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом. Задачами Программы являются оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам. Кроме того, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1469-ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>" на 2011 - 2015 годы" утверждена областная целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>" на 2011 - 2015 годы. Таким образом, судом установлено, что данное учреждение – Управление образования Администрации Сысертского городского округа (<адрес>) посещает неопределенный круг лиц, престарелые граждане, инвалиды, дети-инвалиды, здание Управления образования является общедоступным местом. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам предоставления конкретных мер социальной защиты, а так же споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. При указанных выше обстоятельствах, суд считает, что требования Сысертского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования заявлению Сысертского межрайонного прокурора к Администрации Сысертского городского округа, Управлению образования Сысертского городского округа о признании незаконными бездействий, возложении обязанности по оборудованию здания специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить. Признать незаконными бездействия Управления образования Администрации Сысертского городского округа и Администрации Сысертского городского округа, выразившиеся в несоблюдении требований в части обеспечения инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственного доступа в здание, где расположено Управление образования по адресу: <адрес>. Обязать Управление образования Администрации Сысертского городского округа и Администрацию Сысертского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать входную группу в здание, расположенное по адресу: <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, кнопкой вызова. Ответчик, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Е. В. Тимофеев.