Морозова О.В., Мурашова Л.А., Мурашов А.В. к Двуреченской поселковой администрации, Администрации СГО о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на жилой дом



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.06.2012 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., с участием представителя истца Башлыковой О. Р., при секретаре Котельниковой М. П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурашовой ФИО14, Мурашова ФИО15, Морозовой ФИО16 к Администрации Сысертского городского округа, Администрации пос. Двуреченск Сысертского района о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Мурашова Л. А., Мурашов А. В., Морозова О. В. обратились в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа, Администрации <адрес> о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на жилой дом. В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО4 был заключен договор купли-продажи жилого бревенчатого дома, площадью 12,0 кв.м., под номером 40, находящегося по адресу: <адрес>, со служебными и надворными постройками, расположенными на земельном участке площадью 1387 кв.м. Указанный договор был зарегистрирован в БТИ за №40817810604900317040, инвентарное дело №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. 19.001.2001 ФИО4 умер. На момент смерти общая площадь указанного жилого дома была изменена за счет неучтенной площади пристроев, которая составляет в настоящее время 44,5 кв.м., в том числе жилая 26,7 кв.м., вспомогательная 17,8 кв.м. Жилой дом состоит из комнаты площадью 12,0 кв.м., комнаты площадью 14,7 кв.м., кухни площадью 12,5 кв.м., санузла площадью 5,3 кв.м. Указанные изменения жилого дома, а именно увеличение его площади ФИО4 при жизни зарегистрированы не были. После смерти ФИО4 открылось наследство, в том числе состоящее из указанного выше жилого дома, под номером 40, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 44,5 кв.м., в том числе жилой – 26,7 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 1387 кв.м. Другого имущества, входящего в состав наследственной массы после смерти ФИО4 нет. Истцы – ФИО5, а так же ФИО2 и ФИО7 являются наследниками первой очереди после смерти ФИО4 по закону. Срок, установленный законом для обращения в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство они пропустили. Предоставить в нотариальную контору правоустанавливающие документы для оформления права собственности на наследуемое имущество для истцов не представляется возможным, так как ФИО4 увеличенная площадь жилого дома не была зарегистрирована. Однако в этот срок истцами осуществлялось фактическое владение наследственным имуществом, они производили за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, что подтверждается квитанциями об уплате коммунальных платежей и электроэнергии. Таким образом, у истцов отсутствует возможность вступить в наследство во внесудебном порядке, так как нотариус не выдает свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, площадь которого фактически не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах на дом. Соответственно они не могут осуществлять свои права по владению, пользованию и распоряжению данным жилым домом, что нарушает их права как наследников имущества ФИО4

В связи с чем, истцы Мурашова Л. А., Мурашов А. В., Морозова О. В. просят включить в наследственную массу имущество, открывшееся после смерти ФИО4 – жилой дом, под номером 40, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 44,5 кв.м., в том числе жилой – 26,7 кв.м., расположенный на земельном участке площадью 1387 кв.м.; признать за ними право собственности на указанный жилой дом по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на жилой дом за каждым соответственно.

Истцы Мурашова Л. А., Мурашов А. В., Морозова О. В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Представитель истцов Башлыкова О. Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, исковые требования истцов поддержала в полном объеме, просила включить в наследственную массу имущество, открывшееся после смерти ФИО4 – жилой дом, под номером 40, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 44,5 кв.м., в том числе жилой – 26,7 кв.м., расположенный на земельном участке площадью 1387 кв.м.; признать за истцами право собственности на указанный жилой дом по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на жилой дом за каждым соответственно. Пояснила, что между ФИО13 и ФИО3 был заключен договор купли-продажи указанного жилого дома. ФИО13 умер, к этому времени площадь дома была уже больше, чем указанная в договоре купли-продажи. Теперь у истцов возникла трудность с оформлением наследства. Истцам пришлось обратиться в суд. Жена ФИО13 фактически приняла наследство, она осталась проживать в доме после смерти мужа. Дети так же приняли наследство, они периодически приезжают в дом, навещают мать. Площадь дома увеличена за счет пристроя, она никак не была зарегистрирована.

Представитель ответчика – Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. В деле имеется почтовое уведомление с отметкой о вручении судебной повестки ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя Администрации, против вынесения решения возражений не имеют.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Направили в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Решение оставляют на усмотрение суда.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в БТИ за №40817810604900317040, инвентарное дело №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 приобрел у ФИО3 жилой бревенчатый дом, площадью 12,0 кв.м., под номером 40, находящийся по адресу: <адрес>, со служебными и надворными постройками, расположенный на земельном участке площадью 1387 кв.м.

В соответствии с техническим паспортом домовладения, выданного ДД.ММ.ГГГГ, а так же техническим паспортом строения, по адресу: <адрес>, расположен жилой дом под номером 40, общей площадью 44,5 кв.м., в том числе жилой 26,7 кв.м., вспомогательной 17,8 кв.м., состоящий из двух комнаты площадью 12,0 кв.м. и 14,7 кв.м., кухни площадью 12,5 кв.м., санузла площадью 5,3 кв.м.

Как усматривается из положений ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Одним из способов принятия наследства в соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации так же признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом, а также произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ФИО4 являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.

Согласно справки МУП ЖКХ <адрес> №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти совместно с ним была зарегистрирована жена: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ключевским сельским советом <адрес>, ФИО5 является женой ФИО4.

Как следует из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 является дочерью ФИО4.

Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается тот факт, что ФИО7 является сыном ФИО4.

Согласно справки №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной нотариусом <адрес> и <адрес> ФИО11, наследственное дело после смерти ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.

На основании ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Судом установлено, что ФИО5, ФИО7, ФИО2 приняли наследство после смерти своего мужа и отца ФИО4 соответственно, которому при жизни принадлежал жилой <адрес> в <адрес>. Данный факт подтверждается объяснениями представителя истца, письменными материалами дела.

Таким образом, суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований о включении жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, в состав наследства после смерти ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с вышеуказанным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов о признании за ними права собственности на 1/3 долю (каждому) в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 44,5 кв.м., расположенный в <адрес>, в порядке наследования по закону.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования Мурашовой ФИО17, Мурашова ФИО18, Морозовой ФИО19 к Администрации Сысертского городского округа, Администрации <адрес> о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на жилой дом, удовлетворить.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Мурашовой ФИО20, Мурашовым ФИО21, Морозовой ФИО22 право общей долевой собственности (по 1/3 доле за каждым) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 44,5 кв.м. в порядке наследования по закону после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение является основанием для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Е. В. Тимофеев.