Жалоба Мартюшева В.А. на постановление государственного инспектора Департамента ФСН в сфере природопользования по ст.7.3 ч.2 КоАП РФ.



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Сысертский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Палкиной Т.П., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мысина М.А., государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмова А.А., при секретаре Черновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мартюшева ФИО6 на постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении

должностного лица директора Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» Мартюшева ФИО7, <данные изъяты>,

признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.,

права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ директор Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» (далее – ЗАО «<данные изъяты>») Мартюшев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Данное административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмовым А.А. проведена плановая выездная проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

Проверкой установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» имеет две лицензии: серии СВЕ 02176ВЭ на добычу пресных питьевых подземных вод <данные изъяты> (участок скважин №№2р, 3р) для целей розлива, серии СВЕ 02296 ВЭ на добычу питьевых подземных вод на водозаборном участке (скважина №40817810604900317040р) для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения предприятия. ЗАО «<данные изъяты>» осуществляло пользование недрами в северной части территории предприятия, в 0,6 км юго-западнее <адрес>, на левобережном склоне долины <адрес>правый приток реки <адрес>), в 0,05 км от ее русла, в 6 километрах восточнее <адрес>, в верховьях реки <адрес> с нарушением условий, предусмотренных названными лицензиями, (акт от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040):

1) В течение 12 месяцев со дня регистрации лицензии разработать и согласовать в установленном порядке проект освоения водозаборного участка, включающего в себя проект организации зоны санитарной охраны, составленный с учетом требований рационального использования недр, санитарных норм и правил и природоохранного законодательства; проект должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы (п.1 лицензии СВЕ 02176 ВЭ). Не выполнен ни в срок, ни на момент проведения проверки. Проект освоения водозаборного участка не разработан и не согласован;

2) К добыче подземных вод приступить не позднее 24 месяцев со дня регистрации лицензии (п.3 лицензии СВЕ 02176 ВЭ). Не выполнен ни в срок ни на момент проведения проверки. Согласно справки ЗАО «<данные изъяты>» (исх. От ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040), деятельность по данной лицензии не осуществлялась;

3) Ежегодно в срок до 15 января представлять в Уралнедра сведения о величине водоотбора, положении динамического уровня, качестве подземных вод по специальным формам … (п.8 лицензии СВЕ 02176 ВЭ) - не выполняется. С момента регистрации лицензии сведения о величине водоотбора, положении динамического уровня, качестве подземных вод по специальным формам ЗАО «<данные изъяты>» в <данные изъяты> не предоставляло;

4) Ежегодно до 15 января представлять в <данные изъяты> отчет о выполнении условия недропользования, включая сведения о платежах за пользование водными объектами (п.11 лицензии СВЕ 02176 ВЭ) - не выполнятся. С момента регистрации лицензии (ДД.ММ.ГГГГ) отчеты о выполнении условий недропользования по лицензии СВЕ 02176 ВЭ ЗАО «<данные изъяты>» не предоставляло;

5) В срок до ДД.ММ.ГГГГ по материалам режимных наблюдений за величиной водоотбора, положением динамического уровня и качеством отбираемой воды при эксплуатации скважины №40817810604900317040р выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод участка водозабора для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения. Результаты работ представить на государственную геологическую экспертизу для утверждения эксплуатационных запасов подземных вод. Отчет с подсчетом запасов передать в установленном порядке на хранение в ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды ИПР России по <адрес>». После утверждения запасов необходимо представить в <данные изъяты> материалы к корректировке условий недропользования (п.2 лицензии СВБ 02296 ВЭ) - не выполнено ни в срок ни на момент проверки;

6) работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод водозаборного участка не выполнены;

7) эксплуатационные запасы подземных вод на комиссию ТКЗ не представлены;

8) отчет с подсчетом запасов в ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по <адрес>» сдан не был;

9) материалы для корректировки условий недропользования в <данные изъяты> представлены не были;

10) В срок до ДД.ММ.ГГГГ по результатам оценки эксплуатационных запасов подземных вод выполнить гидрогеологическое обоснование зоны санитарной охраны водозабора, разработать и согласовать в установленном порядке проект ее организации. Временно до утверждения проекта для скважины №40817810604900317040р принять следующие размеры ЗСО: I пояс – радиусом 50м, II пояс – радиусом 50м (совместить с I поясом ЗСО); III пояс – в пределах площади поверхностного водосбора водозабора - 2,25 км2; режим землепользования в границах ЗСО регламентируется СанПиН 2.1.4.1110-02 (п.5 лицензии СВЕ 02296 ВЭ) - не выполняется, проект организации зон санитарной охраны не утвержден в установленном порядке ни в срок, ни на момент првоерки, зона санитарной охраны 1 пояса не организована, ограждения отсуттсвуют, площадка не спланирована, отсутствуют водоотводящие канавы по периметру 1 пояса ЗСО скважины.

Место совершения административного правонарушения в северной части территории предприятия в 0,6 км юго-западнее <адрес> на левобережном склоне долины <адрес> (правый приток <адрес>), в 0,05 км от ее русла, в 6 км восточнее <адрес>, в верховьях реки <адрес>.

Должностное лицо директор ЗАО «<данные изъяты>» Мартюшев В.А., являясь ответственным лицом за соблюдение требований условий недропользования лицензии (п.6.1 Устава закрытого акционерного общества «<данные изъяты>», протокол собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040) своим бездействием, а также несвоеврменными действиями не обеспечил должного выполнения условий недропользования в соответствии с лицензией СВЕ №40817810604900317040 ВЭ и СВЕ №40817810604900317040 ВЭ, то есть допустил пользование недрами с нарушением условий недропользования, предусмотренными указанными лицензиями.

Согласно п.7 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр имеет право обращаться по поводу пересмотра условий лицензий. Со стороны должностного лица директора ЗАО «<данные изъяты>» Мартюшева В.А. не были предприняты меры по внесению изменений в условия недропользования, то есть возможность устранения нарушений была упущена.

Директор ЗАО «<данные изъяты>» Мартюшев В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях вины, а также в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мысин М.А. поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление инспектора Храмова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по изложенным в жалобе основаниям, дополнительно указав, что все условия установленные лицензиями и указанные в протоколе и постановлении как нарушения, имеют конечные сроки исполнения, с которых должен течь срок давности привлечения к административной ответственности, то есть срок давности по указанным нарушениям истек и производству по делу подлежит прекращению.

Государственный инспектор Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмов А.А. в судебном заседании не признал доводы жалобы. Считает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, условия лицензирования нарушаются, правонарушение является длящимся, так как не были устранены на момент проверки выявленные нарушения, лицензии не отозваны и не пересматривались их условия, продолжается нарушение использование скважины не по назначению, правила консервации, если не используется скважина, также не выполняются, из скважины которая не эксплуатируется предприятием изливается вода, контроля нет, санитарные зоны не оборудованы, как это предусмотрено лицензией, все данные нарушения являются длящимися, об этом имеется решение арбитражного суда по делу о привлечении к ответственности юридическое лицо ЗАО «<данные изъяты>», нарушения изложены им в акте и в протоколе.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мысина М.А., государственного инспектора Храмова А.А., исследовав материалы дела, суд находит, что в удовлетворении требований жалобы следует отказать по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В статье 11 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документам, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Права и обязанности пользователя недр предусмотрены ст.22 Закона РФ «О недрах».

В силу п.10 ч.2 ст.22 Закона одной из обязанностей является выполнение условий, установленных лицензией.

ЗАО «<данные изъяты>» имеет две лицензии: серии СВЕ 02176 ВЭ на добычу пресных питьевых подземных вод Киселевского участка Габиевского месторождения (участок скважин №№2р, 3р) для целей розлива, серии СВЕ 02296 ВЭ на добычу питьевых подземных вод на водозаборном участке (скважина №40817810604900317040р) для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения предприятия. ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет пользование недрами в северной части территории предприятия, в 0,6 км юго-западнее <адрес>, на левобережном склоне долины <адрес> (правый приток <адрес>), в 0,05 км от ее русла; в 6 километрах восточнее <адрес>, в верховьях реки <адрес>.

Названными лицензиями установлены, в том числе условия, не выполненные ЗАО «<данные изъяты>» и перечисленные выше.

Нарушения установлены протоколом по делу об административном правонарушении, актом проведенной проверки, лицензиями, документами, подтверждающими обязанности должностного лица, Уставом предприятия, протоколом собрания о назначении директора.

Указанные документы в силу ст.26.2 и 26.7 Кодекса Российской Федерации являются доказательствами по делу об административном правонарушении, могут быть положены в основу решения о привлечении лица к ответственности, так как являются допустимыми, стороной защиты не оспорены.

Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемым постановлением директор ЗАО «<данные изъяты>» Мартюшев В.А. правомерно привлечен с административной ответственности и его действия правильно квалифицированы по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Как видно из представленных материалов, существа жалобы, директор ЗАО «<данные изъяты>» знал о ненадлежащей эксплуатации водозаборных скважин, указывая в своих объяснениях, жалобе, что ЗАО «<данные изъяты>» передало их иным юридическим лицам, однако лицензии переоформлены не были. Зоны санитарной охраны также оборудованы не были в связи с финансовым кризисом. Ссылки жалобы на то, что скважины были законсервированы надлежащим образом опровергается протоколом, актом, выполненным должностным лицом, представленной им фототаблицой, согласно которой из скважины течет вода.

Доводы жалобы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности судом отклонены, поскольку лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся, в частности обязанность по оценке запасов подземных вод и корректировке условий недропользования не имеет пресекательного срока, так как связана с обязанностью выполнить работы по их оценке и представлением их на экспертизу, что не выполнено вообще, равно как и организация зоны санитарной охраны водозабора, проект должен был быть разработан до ДД.ММ.ГГГГ, а до утверждения проекта организовать ЗСО 1 пояс радиус 50 м, что также не выполнено и на момент проверки, аналогичным образом.

Должностным лицом не представлено доказательств того, что имелись неустранимые препятствия для выполнения им как должностным лицом условий лицензирования, надлежащего содержания и эксплуатации по целевому назначению скважин, а также невозможности переоформления лицензионных соглашений с учетом новых условий, изложенных в жалобе.

Наказание назначено с учетом общественной опасности совершенного, но и с учетом доводов лица, привлеченного к административной ответственности, в связи с чем наказание назначено в минимально возможном размере.

С учетом изложенного, суд находит постановление государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмова А.А. законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы должностного лица Мартюшева В.А. и отмены постановления не имеется.

Руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление Государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> Храмова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица директора Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» Мартюшева ФИО8 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сысертский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения (или со дня получения копии решения).

Судья Сысертского районного суда Т.П.Палкина