дело № 1 – 739/10П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации
г. Сыктывкар 01 июля 2010 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Игнатова А.В.
при секретаре судебного заседания Черкасовой Н.А.,
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора г. Сыктывкара Коновой Л.И.,
потерпевшего Г..,
подсудимой Красильниковой Т.В.,
защитника – адвоката Темнова А.Г., представившего удостоверение № 476, ордер № 000901,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Красильниковой Т.В., ранее судимой:
-
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимая Красильникова Т.В. совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах.
Красильникова Т.В. 18 марта 2010 года в период времени с 09 часов до 11 часов 30 минут, находясь в состоянии алкогольного опьянения , на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, вооружившись ножом, с приложением значительной физической силы нанесла лежащему напротив нее на диване Г. один удар ножом в область грудной клетки спереди. Действиями Красильниковой Т.В. Г. причинены телесные повреждения в виде одиночного колото-резаного ранения передней поверхности грудной клетки справа, повлекшее смерть.
Подсудимая Красильникова Т.В. вину свою признала полностью, суду показала, что проживала совместно с Г. с мая 2008 года, оба часто употребляли спиртное. Между ними часто происходили ссоры и драки на почве ревности и по бытовым причинам, в ходе которых она неоднократно бралась за нож и наносила удары Г.. Г. применял в отношении нее швабру, топор, ледоруб. Трезвый Г. был спокойный, а выпив, становился буйным. 17 марта 2010 года в ходе распития спиртного между ней и Г. произошла ссора, а затем драка. Г. нанес ей удары кулаками по лицу и телу. 18 марта 2010 года с утра они опять распивали спиртное, между ней и Г. возник скандал. Она сходила на кухню и взяла нож. Скандал возник из-за того, что она отказалась подать Г. выпить, когда он лежал на диване, а затем сделала замечание, чтобы он не курил в постели. Г. разозлился, встал с дивана и двинулся на нее, был очень агрессивный, стал угрожать, что убьет ее, но эту угрозу она всерьез не восприняла. А когда Г. сказал, что изобьет ее, она испугалась. Она сказала Г., чтобы он не подходил к ней. Когда он увидел в ее руках нож, то, продолжая оскорблять ее нецензурной бранью, лег на диван. Она хотела помириться с Г., присела к нему на диван, Г. пытался встать, и она прижала ему ноги. Г. продолжал ее оскорблять, унижать, отталкивал руками, пытался пнуть, но она продолжала прижимать его ноги своим телом и левой рукой, в которой был нож. Г. пытался схватить ее за руку, в которой был нож. Как она держала нож, не помнит. Как нанесла удар ножом, не помнит. Помнит, что увидела нож в груди Г., вытащила его, унесла на кухню, где помыла и убрала в стол. Г. стал бледнеть, у него из раны текла кровь, она взяла полотенце и положила ему на грудь, чтобы остановить кровь. Она хлопала его по щекам, чтобы он очнулся. Пыталась дозвониться до скорой помощи по сотовому телефону, но не получилось, и тогда позвонила участковому А.. Убивать Г. она не хотела. Она хотела напугать Г., чтобы он не избивал ее. Он был физически сильнее ее. С ножом она чувствовала себя более защищенной. Если бы у нее не было ножа, то Г. мог бы встать с дивана и накинуться на нее.
Кроме того, вина подсудимой Красильниковой Т.В. подтверждается показаниями, данными ею в ходе предварительного расследования, а также показаниями потерпевшего, свидетелей и другими материалами дела.
Так из оглашенных в порядке ст. 276 ч. 1 УПК РФ показаний Красильниковой Т.В. на следствии в качестве подозреваемой от 18.03.2010 г. усматривается, что в ходе распития спиртного Г. неожиданно стал ее ругать, а затем избивать, резко соскочил с дивана и начал на нее наступать. Она быстро сбегала на кухню, где взяла нож. Увидев в ее руках нож, Г. лег на диван и продолжил ее оскорблять. После этого она подсела к нему на диван, хотела успокоить, но Г. стал оскорблять ее. Она сказала Г., что убьет его, если он не прекратит ее обзывать. Нож у нее находился в левой руке. Они с Г. были обращены друг к другу лицом, он лежал на диване, а она сидела рядом. В этот момент она с силой ударила Г. ножом в область груди.
Из показаний Красильниковой Т.В. на следствии в качестве обвиняемой от 19.03.2010 г. следует, что подтверждает ранее данные показания в полном объеме, что 18 марта 2010 года в период с 09 часов до 12 часов ударила ножом Г., с которым у нее до этого был конфликт. При этом Г. лежал на диване и оскорблял ее нецензурной бранью. До нанесения ножевого ранения, во время этого и после Г. ударов ей не наносил, просто высказывал в ее адрес оскорбления.
Из показаний Красильниковой Т.В. на следствии в качестве обвиняемой от 12.05.2010 г. следует, что она в полном объеме подтверждает ранее данные ею показания. Показания, которые Красильниковой Т.В. данные ей в ходе предварительного следствия были даны в присутствии ее адвоката с разъяснением всех прав, и она была предупреждена о том, что ее показания могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу. Каких-либо заявлений о применении в отношении нее недозволенных методов воздействия как психического, так и физического свойства со стороны работников милиции и прокуратуры она не делала, как и ее адвокат.
Показания, Красильниковой Т.В. от 18.03.2010 г., 19.03.2010 г. и 12.05.2010 г. суд считает достоверными, поскольку они полностью согласуются с другими материалами дела и получены органами следствия в соответствии с требованиями УПК РФ.
К показаниям, данным Красильниковой Т.В. в ходе судебного следствия суд относится критически и расценивает их как желание Красильниковой Т.В. избежать уголовной ответственности.
Потерпевший С. суду пояснил, что Красильникову знает с апреля 2008 года, она была сожительницей его брата. Красильникова была тихая, спокойная. Она и брат употребляли спиртное, ссорились. Во время ссор в начале сентября 2009 года, в январе 2010 года Красильникова наносила его брату ножевые ранения. 18 марта 2010 года около 7 – 8 часов брат и Красильникова распивали спиртное, брат был в состоянии алкогольного опьянения, но агрессивным не был. Брат и Красильникова поругались, при этом оскорбляли друг друга нецензурной бранью. Он ушел к себе в комнату и лег спать. Его разбудила либо П., либо Красильникова. Красильникова кричала, что убила Г.. Брат лежал то ли на полу, то ли на диване, точно не помнит. Из свежей раны и из старой у брата шла кровь, на ранах лежало полотенце. Красильникова пыталась позвонить в скорую помощь. Чем Красильникова нанесла удар брату, он не спрашивал. Брат и Красильникова часто скандалили, инициаторами конфликтов были оба. Бывало, что брат наносил удары Красильниковой кулаками и палками, видел у Красильниковой синяк под глазом. В трезвом состоянии брат был спокойный, а когда выпивал, то повышал голос. Брат употреблял спиртное практически каждый день.
Свидетель А. суду показал, что Красильникова Т.В. и Г. состояли на учете, как лица, освободившиеся из мест лишения свободы . Красильникова и Г. проживали совместно, распивали спиртное, часто скандалили и вызывали сотрудников милиции. 18 марта 2010 года Красильникова позвонила ему на сотовый телефон и сообщила, что убила Г.. Он передал ее сообщение в милицию, а сам выехал на место происшествия, где обнаружил Г. лежащим на диване, Красильникова стояла рядом, сказала, что ударила Г. ножом. Красильникова била Г. по щекам, пытаясь привести его в чувство. Красильникова показала ему нож, который достала из шкафчика кухонного стола. С этим ножом он отправил Красильникову в отдел милиции. Красильникова находилась в стрессовом состоянии, но все поясняла, была адекватная, не пьяная. Видимых телесных повреждений у Красильниковой не было.
Свидетель П., подтвердив свои показания на предварительном следствии суду показала, что с 2008 года Г. проживал совместно с Красильниковой, они каждый день употребляли спиртное, в связи с чем между ними постоянно возникали ссоры, переходящие в драку. Дрались они очень сильно, оскорбляли друг друга нецензурной бранью, наносили друг другу телесные повреждения. В ходе драк Красильникова постоянно хваталась за нож и кидалась на Г. Красильникова физически сильная женщина. В январе – феврале 2010 года Красильникова нанесла Г. удар ножом в область груди и паха, он находился на лечении в больнице. 18 марта 2010 года около 09 часов она и С. пришли к нему домой , где находились Красильникова и Г, стали все вместе распивать спиртное, при этом ссор между Красильниковой и Г не было. С. выпил и ушел спать в свою комнату. Она, Г. и Красильникова продолжили распивать спиртное. Г. лежал на диване, Красильникова сидела рядом с ним, а она сидела на стуле спиной к дивану. Через некоторое время Красильникова попросила у нее сотовый телефон. Она посмотрела на Г. и увидела, что он лежит под одеялом, у него на груди кровь, а Красильникова держит полотенце в области его груди. В руках у Красильниковой ножа не было, но она поняла, что та ударила Г. ножом. Красильникова позвонила участковому инспектору, которому сообщила, что убила Г.. Какой-либо ссоры между Г. и Красильникова она не слышала, так как была обращена к ним спиной, у нее слабый слух, и она находилась в состоянии алкогольного опьянения. Момента нанесения Г. удара ножом и самого ножа она не видела. В квартире кроме нее, С., который спал, и Красильниковой никого больше не было. У Г. более ни с кем неприязненных отношений не было. Убить Г. могла только Красильникова.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля Т. на следствии усматривается, что 18 марта 2010 года нес службу в составе автоэкипажа вместе с О. Около 11 часов 20 минут от дежурного УВД по г. Сыктывкару получили сообщение, что по ул. ... нанесено ножевое ранение. Проехав по указанному адресу, обнаружили, что на диване лежит мужчина весь в крови. В комнате находилась Красильникова, которая сказала, что в ходе конфликта нанесла своему сожителю Г. удар ножом в область груди. Красильникову доставили в городской отдел милиции, вместе с ней они передали в дежурную часть взятый из квартиры нож, которым, как пояснила Красильникова, она нанесла удар Г.. Нож был чистый, Красильникова сказала, что помыла его.
Из оглашенных в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ показаний свидетеля О. на предварительном следствии усматривается, что они аналогичны показаниям свидетеля Т.
Кроме того, виновность подсудимой Красильниковой Т.В. подтверждается письменными материалами уголовного дела:
- рапортом следователя СО по г. Сыктывкару П. об обнаружении признаков преступления, зарегистрированным в КУСП 18.03.2010 г., согласно которому 18 марта 2010 года в доме №... по ул. ... г. Сыктывкара обнаружен труп гр. Г. с колото-резаной раной грудной клетки ;
- рапортом милиционера ОВО при УВД по г. Сыктывкару Т., согласно которому около 11 часов 20 минут 18 марта 2010 года им был получен вызов проехать по адресу: ул. ..., нанесено ножевое ранение. Проехав по данному адресу, была задержана Красильникова Т.В., которая нанесла ножевое ранение в область груди Г. ;
- протоколом осмотра места происшествия от 18.03.2010 г., согласно которому в доме №... по ул. ... г. Сыктывкара обнаружен труп мужчины с линейной раной передней поверхности грудной клетки. В ходе осмотра изъяты фрагмент покрывала, полотенце, наволочка с пятнами вещества бурого цвета, микрочастицы, следы пальцев рук и ладоней трупа, следу рук с бутылок из-под портвейна ;
- явкой с повинной Красильниковой Т.В., в которой она призналась в том, что 18.03.2010 г. в ходе распития спиртного у нее с Г. возник конфликт, в результате которого она взяла нож и нанесла им один удар в область грудной клетки Г.;
- протоколом выемки одежды Красильниковой Т.В., в которой она находилась в момент совершения преступления, согласно которому у Красильниковой Т.В. изъяты джинсы синего цвета, свитер бежевого цвета с воротом и узорами спереди ;
- протоколом получения образцов для сравнительного исследования, согласно которому от обвиняемой Красильниковой Т.В. получены образцы крови ;
- протоколом осмотра предметов, согласно которому осмотрены: изъятые в ходе осмотра места происшествия в доме №... по ул. ... г. Сыктывкара: наволочка с пятнами бурого цвета, фрагмент покрывала с пятнами темно-бурого цвета, махровое полотенце с большим количеством пятен бурого и темно-бурого цвета; одежда Красильниковой Т.В.: свитер светло-коричневого цвета, на задней и передней поверхностях левого рукава которого с лицевой стороны имеются пятна бурого цвета, женские джинсы темно-синего цвета; а также бумажный конверт с образцами крови и слюны Красильниковой Т.В. и бумажный сверток с образцами крови и желчи Г. ;
- заключением служебной проверки, согласно которому 18.03.2010 г. в дежурную часть ОМ № 1 УВД г. Сыктывкара сотрудниками ОВО Т. и О. по факту убийства Г. из д. №... по ул. ... г. Сыктывкара была доставлена Красильникова Т.В., а также выданный ею на месте происшествия кухонный нож ;
- заключением эксперта от 22.03.2010 г., согласно которому у Красильниковой Т.В. обнаружены кровоподтеки левого плеча и предплечья, левого бедра. Кровоподтеки левого плеча и предплечья могли образоваться как от давящих, так и от ударных воздействий твердыми тупыми предметами, их образование не исключается за 5-7 дней до осмотра. Кровоподтек левого бедра мог образоваться в результате однократного удара твердым тупым предметом, возможно частью тела постороннего человека, его образование не исключается за 10-14 дней до осмотра. Повреждения не причинили вреда здоровью ;
- заключением эксперта от 23.04.2010 г., согласно которому на наволочке, фрагменте покрывала, на полотенце, на свитере Красильниковой Т.В. обнаружена кровь человека, которая может происходить от потерпевшего Г. Красильниковой Т.В. эта кровь не принадлежит ;
- заключением эксперта от 30.04.2010 г., согласно которому причиной смерти Г. явилась тампонада сердца, развившаяся вследствие проникающего колото-резаного ранения передней поверхности грудной клетки справа с повреждением правого желудочка сердца. Давность наступления смерти Г. соответствует 16-32 часам до начала исследования в морге.
Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от 22.04.2010 г. у Красильниковой Т.В. обнаруживаются признаки алкогольной зависимости средней стадии С учетом изложенного и материалов дела, касающихся личности Красильниковой Т.В. и обстоятельств совершения ею преступления, суд признает ее вменяемой в отношении инкриминируемого ей деяния.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности виновности подсудимой в предъявленном ей обвинении.
За основу приговора суд берет показания потерпевшего, свидетелей, письменные материалы дела, которые согласуются между собой, дополняют друг друга и сомнений у суда не вызывают. Заключения экспертов сомнений у суда не вызывают, поскольку они объективно согласуются с доказательствами, положенными судом в основу приговора. Нарушений норм УПК РФ при сборе доказательств не допущено.
Действия подсудимой Красильниковой Т.В. суд квалифицирует по ст. 105 ч.1 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Доводы адвоката Темнова А.Г. о том, что телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшего Г., получены вследствие неосторожных действий и должны квалифицироваться по ч.1 ст. 109 УК РФ – как причинение смерти по неосторожности, несостоятельны, поскольку вина подсудимой Красильниковой Т.В. в совершении инкриминируемого ей деяния нашла свое полное подтверждение совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, изложенных выше в приговоре. В судебном заседании с достоверностью установлено, что Красильникова Т.В., выполняя умышленные действия, без которых реализация возникшего у нее преступного умысла была бы не возможна, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, вызванных ссорой, не находясь в состоянии какого-либо временного расстройства психической деятельности, в отсутствие какого-либо нападения на нее либо других лиц со стороны потерпевшего, нанесла Г. длительное время злоупотреблявшему спиртными напитками, вследствие чего не обладавшему особой физической силой и не оказавшему ей никакого сопротивления, удар в жизненно-важную часть тела – переднюю поверхность грудной клетки с приложением значительной физической силы, применив в качестве орудия преступления нож. Тяжесть и локализация телесных повреждений в области жизненно важного органа потерпевшего, свидетельствуют о том, что подсудимая безразлично относилась к последствиям, которые могут наступить в результате ее действий, в том числе и смерти потерпевшего. Кроме этого подсудимая Красильникова Т.В. суду пояснила, что она неоднократно ранее наносила ножевые ранения потерпевшему в различные части тела, не задумываясь о последствиях и в этот раз, когда она наносила ножевой удар потерпевшему, то она ни о чем не думала, ей было безразлично, хотя она и понимала, что последствия могут быть различные. Поэтому доводы зашиты и подсудимой суд по изложенным выше основаниям считает не нашедшими своего подтверждения, и расценивает их как желание избежать ответственности за содеянное.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, в соответствии со ст. 15 УК РФ относящегося к категории особо тяжких, личность подсудимой и ее отношение к содеянному.
Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимой, суд признает ее явку с повинной, аморальность и противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления
Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимой, суд признает наличие в ее действиях рецидива преступлений.
Учитывая наличие смягчающих наказание обстоятельств, полного признания вины и раскаяния в содеянном, суд находит возможным не назначать Красильниковой Т.В. дополнительное наказание в виде ограничения свободы, однако оснований для применения ст.64 УК РФ суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 303-304, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать виновной Красильникову Т.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 68 ч.2 УК РФ назначить наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы, без ограничения свободы.
Руководствуясь ст. 79 ч.7 п. «в» УК РФ условно-досрочное освобождение по постановлению городского суда г. Березняки от 10.04.2008 г. отменить.
В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединить не отбытую часть наказания по приговору Сыктывкарского городского суда от 07.05.2002 г. и окончательно назначить наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, без ограничения свободы.
Срок наказания исчислять с 01.07.2010 г.
В соответствии со ст. 72 ч.3 УК РФ зачесть в срок отбытия наказания время содержания Красильниковой Т.В. под стражей с 18.03.2010 г. до 01.07.2010 г.
Меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить прежней – в виде заключения под стражу.
Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию Верховного Суда РК через Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной в тот же срок со дня вручения копии настоящего приговора.
В случае обжалования приговора осужденная вправе в период срока на кассационное обжалование письменно ходатайствовать о своем личном участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий А.В. Игнатов
Приговор вступил в законную силу 24.08.2010 года