Дело № 1-897/10П Р И Г О В О Р ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сыктывкар 02 сентября 2010 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Печинина А.Н.,
при секретаре Квасковой Е.Л.,
с участием: государственного обвинителя Истоминой Е.В.,
подсудимого Можегова И.А.,
защитника – адвоката Косырева А.П./удостоверение №352 и ордер №648/,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Можегова И.А. ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :Можегов И.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть Ш., при следующих обстоятельствах.
В период времени с 18 часов 12.05.2010 года до 01 часа 35 минут 13.05.2010 года подсудимый, находясь в кв.№... д.№... по ул. ... г. Сыктывкара, в ходе ссоры, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений со Ш., сознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, с целью причинения тяжкого вреда здоровью умышленно нанес Ш. не менее 27 ударов кулаками и ногами в жизненно-важные области тела – в область головы и грудной клетки, от которых последняя скончалась на месте происшествия.
Своими преступными действиями подсудимый причинил Ш. телесные повреждения в виде сочетанной травмы тела, а именно:
- закрытой черепно-мозговой травмы;
- закрытой тупой травмы грудной клетки;
- закрытой тупой травмы живота;
- ссадины правой боковой поверхности шеи в нижней трети, множественные коровоподтеки.
Причиной смерти Ш. явилась сочетанная травма тела с кровоизлиянием под твердую мозговую оболочку, множественными двусторонними переломами ребер, ушибом легких и печени, осложнившаяся травматическим шоком.
Подсудимый Можегов И.А. вину в совершенном преступлении признал полностью, от дачи показаний отказался на основании ст.51 Конституции РФ.
По ходатайству государственного обвинителя в связи с отказом подсудимого от дачи показаний, судом были оглашены показания Можегова И.А., данные в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого и обвиняемого в присутствии адвоката, после разъяснения положений ст.51 Конституции РФ, из которых следует, что он был знаком со Ш. около 2 лет, они проживали вместе в ее квартире по адресу г.Сыктывкар. ул.... д.№... кв.№..., регулярно употребляли спиртные напитки. 11.05.2010 он приехал домой с работы, после чего весь день они со Ш. употребляли спиртное. В этот день между ними происходили конфликты, и он ударил ее два раза по лицу кулаком, отчего у Ш. образовался синяк на правом глазе. 12.05.2010 они вдвоем находились дома, употребляли спиртное. Около 14 часов к нему приехал его друг П. и они вместе продолжили употреблять спиртные напитки. Около 20-21 часа он пошел в магазин за спиртным. Через 10 минут он вернулся домой и увидел, что в маленькой комнате на диване лежала Ш. в халате, а П. находился рядом с ней. Он приревновал Ш. и между ним и П. произошла драка, в ходе которой он нанес П. около 10 ударов, также 2-3 раза ударил Ш. кулаками, отчего у последней пошла кровь. После этого он выгнал П. из квартиры и прошел в большую комнату, где на диване лежала Ш., она находилась в состоянии алкогольного опьянения. Он стал с силой наносить ей удары кулаками по лицу, нанес ей около 15 ударов по голове. У Ш. шла кровь из носа и стекала на подушку. После этого Ш. упала головой на пол, и он нанес ей с силой 5-6 ударов ногами по телу, удары приходились по ребрам, груди, плечам, при этом Ш. пыталась закрываться руками и он бил ее по рукам. Удары ногами он наносил топчащие и пинающие, бил обеими ногами с приложением силы. Когда он наносил удары по лицу и туловищу Ш., она была обращена лицом вверх. После нанесения ей ударов он пошел спать в другую комнату, Ш. осталась лежать на полу, при этом, когда он уходил, она дышала. Проснувшись около 23 часов он прошел в большую комнату, где на полу увидел лежащую лицом вниз Ш., она не подавала признаков жизни. Он потащил ее волоком за ноги через комнату в маленькую комнату и положил на диван, после чего с места, где она лежала вытер тряпкой кровь, тряпку выкинул в помойное ведро в туалете. Затем он накрыл Ш. одеялом и вышел из квартиры, поскольку испугался. У него были руки в крови от того, что он наносил Ш. удары и от этого повредил кожу на костяшках обеих рук. После этого он пошел к И., которому рассказал, что избил Ш., и сказал, что ей кто-то порезал горло. Около 23 часов он позвонил П. на телефон, на звонок ответила его жена Н. и он сказал ей, что Ш. умерла, также сказал ей, что он ее побил. Н. вызвала милицию, до приезда милиции он в квартиру не заходил.
Оглашенные признательные показания подсудимого суд кладет в обоснование обвинительного приговора, поскольку они получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, являются стабильными, детальными, логичными, согласуются и подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
В явке с повинной от 13.05.2010 года Можегов И.А. признался в том, что 12.05.2010 года из ревности нанес телесные повреждения Ш. от которых последняя скончалась, посторонних лиц в квартире во время избиения не было, при этом изложил обстоятельства нанесения телесных повреждений.
В ходе проверки показаний на месте от 13.05.2010 года Можегов И.А. также подтвердил обстоятельства нанесения им Ш. телесных повреждений на почве ревности, от которых впоследствии наступила ее смерть. При этом Можегов И.А. дополнил, что потерпевшая оказывала ему сопротивление, пыталась ударить его руками и ногами.
Свидетель П. суду пояснил, что знаком с подсудимым с 1990 года. Последние 2 года подсудимый проживал совместно с Ш. в г.Сыктывкаре по ул.... д.№... кв.№.... Ш. злоупотребляла спиртными напитками, подсудимый выпивал в меньшем количестве, отношения между подсудимым и Ш. были плохие, во время употребления спиртного подсудимый постоянно ревновал ее и бил. Можегов И.А. избивал Ш. систематически, на ее теле всегда были синяки. Можегов И.А. работал вахтовым методом, по приезду употреблял спиртное, Ш. не работала. Когда он приходил в гости к ним, то в ходе распития спиртного при нем подсудимый начинал бить Ш. по различным частям тела, из-за ссоры или ревновал ее. Он неоднократно ограждал Ш. от избиений подсудимого. 12.05.2010 года около 07-08 часов он приехал к Можегову И.А. и Ш., которые были уже выпившие. У Ш. на лице были синяки, как ему показалось проходящие. В ходе распития спиртных напитков около 18 часов Можегов И.А. предложил ему снова сходить за спиртным, но поскольку он больше не хотел пить, он отказался, хотел немного полежать и поехать домой. Ш. в это время лежала в маленькой комнате, была одета в халат и носки и укрыта одеялом. Когда подсудимый ушел в магазин, ему стало холодно, и он решил лечь к Ш. чтобы погреться, подсудимого в это время не было. После того как он лег, через 2 минуты пришел подсудимый, стал ревновать Ш., стал кричать на него, поскольку считал, что он приставал к Ш. Он говорил подсудимому, что между ним и Ш. ничего не было. После этого он прошел в большую комнату и сел на диван, при этом Можегов И.А. и Ш. находились в маленькой комнате. Он слышал, как Можегов И.А. кричал на Ш., слышал шлепки, похожие на пощечины, при этом Ш. говорила, чтобы подсудимый ее не трогал. Он вышел из квартиры и сидя напротив кухонного окна, слышал крики Ш. о том что ей больно, просившей подсудимого не бить ее. Он пытался зайти в квартиру, чтобы помочь Ш., но дверь не открывали. Крики продолжались около 2 часов, затем приехала скорая помощь, кто ее вызвал, он не знает, врачам скорой помощи дверь не открыли, после чего они уехали. На улицу так же выходила соседка, говорила, что вызовет милицию. После этого он уехал домой. Около 00 часов ему позвонили на домашний телефон, на звонок ответила его жена, она сказала, что звонил И., и сообщил, что к нему прибежал Можегов И.А. и сказал, что Ш. зарезали. На следующий день И. сообщил, что никакого ножа нет, Ш. лежала голая и избитая.
Свидетель Е. суду пояснила, что Ш. с подсудимым проживали в соседней квартире. Подсудимый часто избивал Ш., она ходила с синяками, а также были слышны ее крики. 12 мая 2010 года в начале 18 часов она пришла домой, слышала крики Ш., она кричала: «Не трогай меня, мне больно». После 18 часов все стихло. Проснувшись ночью, она видела, как выносили потерпевшую.
Свидетель В. суду пояснила, что подсудимого знает около полутора лет, он проживал с ее соседкой Ш. Когда у них были деньги, они употребляли спиртные напитки и ругались, подсудимый часто избивал Ш.. 11 и 12 мая 2010 года подсудимый со Ш. ругались и дрались, она слышала крики: «Не бей меня, больно». 12 мая 2010 года она вернулась с работы после 16 часов, подсудимый и Ш. ругались. Около 18 часов к ним приехала скорая помощь, но дверь им никто не открыл, в квартире было тихо. Через час приехал участковый милиционер, дверь ему также никто не открыл. На следующий день сосед ей сообщил, что Ш. больше нет. 12.05.2010 года она слышала голоса только подсудимого и Ш.
По ходатайству государственного обвинителя в связи с неявкой в судебное заседание, с согласия сторон были оглашены показания потерпевшего В. и свидетеля О., данные в ходе предварительного расследования.
Так, потерпевший В. пояснил, что с осени 2009 года проходит службу в воинской части. Погибшая Ш. – его мать, она была лишена родительских прав. Он проживал отдельно от матери более 2 лет. Примерно полтора года назад с матерью стал проживать Можегов И.А. в квартире матери. Насколько он знает, его мать с Можеговым И.А. употребляли спиртное. Ш. говорила, что Можегов И.А. ее избивал, как он понял из-за ревности, видел на ней синяки. 13.05.2010 ему позвонили соседи матери и сообщили, что она умерла, при каких обстоятельствах не сказали.
Свидетель О. пояснила, что была знакома со Ш. около 5-6 лет. Ш. нигде не работала, злоупотребляла спиртными напитками. Около 2 лет назад Ш. стала проживать с подсудимым. Между ним и Ш. постоянно возникали конфликты, и Можегов И.А. ее бил, от чего у нее на теле и лице оставались синяки. 12.05.2010 года вечером она заходила к Ш. домой, в квартире была она и Можегов И.А. В большой комнате она увидела на диване Ш. в крови и синяках, на ней был надет халат, рядом с диваном была кровь. Ш. просила ей помочь, так как Можегов И.А. ее бил. Она выбежала на улицу и попросила людей вызвать милицию. Через несколько минут после ее звонка приехала скорая помощь, но врачи попасть в квартиру не смогли, так как дверь никто не открыл. Затем приехал участковый, ему дверь так же не открыли. Можегов И.А. часто избивал Ш., бил сильно, руками и ногами. 13.05.2010 года она узнала, что Ш. умерла.
Помимо признательных показаний подсудимого в ходе предварительного следствия, оглашенных показаний потерпевшего В. и свидетеля О., а также показаний свидетелей П., Е., В., вина Можегова И.А. в совершенном преступлении подтверждается и письменными доказательствами, исследованными судом, в частности,
- рапортом Т. от 12.05.2010 года, согласно которому в 19 часов 35 минут по линии «02» поступило сообщение о том, что по адресу: ул. ..., №...-№... избивают в квартире;
- рапортом Т. от 13.05.2010 года, согласно которому в 01 час 35 минут по линии «02» от П. поступило сообщение о том, что умерла Ш.;
- протоколом осмотра места происшествия от 13.05.2010 года, согласно которому в кв.№... д.№... по ул.... г.Сыктывкара, в комнате на диване обнаружен труп Ш. с многочисленными телесными повреждениями.
- протоколом осмотра места происшествия от 13.05.2010 года;
- рапортом милиционера ОБППС М. от 13.05.2010 года;
- протоколом выемки от 13.05.2010 года;
- постановлением о признании и приобщении к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств предметов, изъятых в ходе ОМП 13.05.2010 года;
- заключением эксперта;
Все повреждения образовались в короткий промежуток времени, не исключается в течение нескольких часов.
Потерпевшая, в момент причинения ей повреждений, могла находиться в любом положении, при котором область локализации повреждений была доступна для их причинения. При этом, учитывая разносторонность локализации повреждений, взаиморасположение потерпевшей и нападавшего менялось.
Травматический шок, который является непосредственной причиной смерти, мог наступить в результате закрытой тупой травмы грудной клетки с множественными переломами ребер и ушибом легких, либо от тупой травмы живота с повреждением печени, либо от совокупности этих повреждений. Образование повреждений в результате падения исключается;
- заключением эксперта от 26.05.2010 года;
- заключением эксперта от 19.05.2010 года.
Суд признает подсудимого по отношению к инкриминируемому деянию вменяемым. Об этом свидетельствует его адекватное поведение в судебном заседании, сведения о том, что на учетах подсудимый не состоит.
Таким образом, проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит вину подсудимого в совершенном преступлении полностью доказанной оглашенными показаниями самого подсудимого, показаниями потерпевшего, свидетелей, а также письменными доказательствами, которые получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, являются допустимыми, согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга, не противоречат установленным обстоятельствам дела и полностью изобличают подсудимого. В этой связи суд исключает возможность самооговора и оговора подсудимого.
Действия Можегова И.А. суд квалифицирует по ст.111 ч.4 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку подсудимый после распития спиртных напитков, умышленно, из ревности к П. нанес потерпевшей множество телесных повреждений руками и ногами по различным частям тела, причинив тяжкий вред здоровью, в результате которых наступила смерть Ш.
Согласно заключению эксперта у подсудимого на теле обнаружены телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью. Данное обстоятельство не влияет на выводы суда о доказанности вины подсудимого именно в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшем по неосторожности смерть, а напротив, подтверждает показания подсудимого, поскольку как следует из его оглашенных показаний, при нанесении Ш. телесных повреждений, последняя оказывала сопротивление, нанося удары руками и ногами.
При изложенных обстоятельствах, оснований для иной квалификации действий подсудимого не имеется.
При назначении наказания подсудимому, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание.
Можегов И.А. совершил особо тяжкое преступление, ранее не судим, по месту жительства характеризуется отрицательно, по месту работы характеризуется положительно.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает явку с повинной, полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
Доводы стороны защиты о необходимости признания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание _ поведение потерпевшей, явившегося поводом для преступления, суд признает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что причиной конфликта между подсудимым и потерпевшей явился тот факт, что свидетель П. в отсутствие подсудимого прилег к лежащей на диване и не предпринимавшей каких-либо действий потерпевшей под одно одеяло погреться, что и увидел подсудимый, в результате чего из ревности стал избивать потерпевшую. Вместе с тем изложенные обстоятельства суд учитывает при назначении наказания подсудимому.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, судом не установлено.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного преступления, личность виновного, характеризующегося по месту жительства отрицательно, суд полагает, что Можегову И.А. необходимо назначить наказание только в виде лишения свободы с реальной изоляцией от общества, поскольку иной вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.
По этим же мотивам, суд не находит оснований для применения положений ст. 64 УК РФ, однако, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, не назначает Можегову И.А. дополнительное наказание.
Местом отбывания наказания Можегову И.А. в соответствии со ст.58 ч.1 п. «в» УК РФ необходимо определить исправительную колонию строгого режима.
Руководствуясь ст.ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Можегова И.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ и назначить ему наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Можегову И.А. до вступления приговора в законную силу оставить прежней в виде содержания под стражей.
Срок наказания исчислять со 02.09.2010 года.
Зачесть в срок отбытия наказания время задержания и содержания Можегова И.А. под стражей по настоящему уголовному делу.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня получения копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора вправе ходатайствовать о своем участии, а также участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем должно быть указано в кассационной жалобе. Ходатайство об участии также может быть заявлено осужденным в течение 10 суток со дня вручения ему жалобы или представления, затрагивающего его интересы.
Судья А.Н. Печинин
Вступил в законную силу 14.09.2010