Дело № 2-4616/11 РЕШЕНИЕ ЗАОЧНОЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В., при секретаре Михайловой И.В., с участием прокурора Яковлевой Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар 02 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Прокушеву В.А. о признании недействительным удостоверения на право управления маломерным судном, признании недействительными акта технического освидетельствования маломерного судна, записи о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерным судном, установил: Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Прокушеву В.А. о признании недействительными: удостоверения на право управления маломерным судном ..., выданного ГИМС МЧС России по РК на имя Прокушева В.А.; акта технического освидетельствования маломерного судна индивидуальной постройки, бортовой номер ...; сведений о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию данного маломерного судна, внесенных в судовой билет ... на имя Прокушева В.А. В обоснование требований прокурор указал, что И.А., являясь руководителем Сыктывдинского участка Центра ГИМС МЧС России по РК, зная, что Прокушев В.А. не сдавал надлежащим образом экзамены (зачеты) по правилам судовождения, внес ложные сведения об этом в протокол заседания экзаменационной комиссии и личную карточку судоводителя, выдав Прокушеву В.А. удостоверение на право управления маломерным судном .... Также, фактически техническое освидетельствование принадлежащего Прокушеву В.А. маломерного судна индивидуальной постройки, бортовой номер ... при регистрации не проводилось, поэтому прокурор считает, что дальнейшее использование Прокушевым В.А. права управления маломерным судном и маломерного судна в целом негативно повлияет на состояние безопасности движения водного транспорта, что позволяет признать удостоверение, акт технического освидетельствования судна и внесенные в судовые билеты сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию, недействительными. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Представитель Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми Маегов П.П. участия в судебном заседании не принял, представил заявление в котором признавая иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Прокушев В.А. в судебном заседании не участвовал, извещение о времени и месте рассмотрения дела направлено по имеющемуся в материалах дела месту его жительства. Конверт возвращен почтовой службой в суд по истечении срока хранения. Помимо этого, информация о рассмотрении дела размещена общедоступным способом на официальном сайте суда в сети Интернет. До начала рассмотрения дела от ответчика не поступало письменных отзывов, заявлений об отложении дела, уважительных причин неявки либо о возможности рассмотрения дела без его участия. С учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по правилам главы 22 ГПК РФ. Заслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Старшим государственным инспектором – руководителем Сыктывдинского участка Центра ГИМС МЧС России по Республике Коми И.А. внесены ложные сведения в протокол заседания экзаменационной комиссии и личную карточку судоводителя о сдаче экзамена (зачета) по правилам судовождения Прокушевым В.А. В последующем Прокушеву В.А. выдано удостоверение на право управления маломерным судном .... Постановлением старшего следователя СО при Сыктывкарском ЛОВДТ в возбуждении уголовного дела в отношении И.А. по факту совершения им преступления, предусмотренного ст. 24 УПК РФ, за истечением срока давности уголовного преследования. В постановлении отражены эпизоды незаконной деятельности И.А., в том числе и по факту выдачи Прокушеву В.А. удостоверения на право управления маломерным судном .... Также, государственный инспектор Сыктывдинского участка Центра ГИМС МЧС России по РК И.А. составлен акт технического освидетельствования маломерного судна индивидуальной постройки, бортовой номер ... и внесены сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в судовой билет серии ... на имя Прокушева В.А. На основании постановления старшего следователя СО при Сыктывкарском ЛОВДТ в возбуждении уголовного дела в отношении И.А. по факту совершения им преступления, предусмотренного ст. 24 УПК РФ, за истечением срока давности уголовного преследования. Проведенной доследственной проверкой было установлено, что государственный инспектор И.А., используя свое служебное положение, незаконно составил акт технического освидетельствования маломерного судна индивидуальной постройки, бортовой номер ... и внес сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в судовой билет ... на имя Прокушева В.А. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и объяснениями сторон. В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам является разработка типовых программ обучения и осуществление приема экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестации судоводителей и выдаче им удостоверений на право управления маломерным судном. Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498 утверждены Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данные Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В силу п. 1.3 Правил при аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном. Экзамены на право управления маломерным судном сдаются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов по судовождению для соответствующего района плавания и по правилам пользования маломерными судами с последующим проведением проверки навыков практического управления соответствующего типа маломерного судна (п.4.2 Правил). Пунктом 5.1 Правил предусмотрено, что удостоверения установленного образца выдаются судоводителям, успешно сдавшим экзамены. В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания. Согласно п.п. 5.6, 5.7 Правил бланки удостоверений заполняются на основании протоколов, подписываются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и заверяются печатью. Оформленные удостоверения в 5-дневный срок со дня получения экзаменационных протоколов высылаются в соответствующие инспекторские подразделения для вручения их судоводителям. Выдача оформленного удостоверения производится после представления судоводителем личной карточки судоводителя с отметкой о проверке навыков практического управления маломерным судном и квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения на право управления маломерным судном, под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений (приложение №4), который ведется в инспекторском подразделении. При таких обстоятельствах, учитывая, что Прокушевым В.А. фактически экзамены (зачеты) по правилам судовождения не сдавались, то выданное ему удостоверение на право управления маломерным судном следует признать недействительным. Также, во исполнение Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (далее – Правила), которые устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами. Пункт 2.2 Правил гласит, что технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов. Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца (п. 2.3 Правил). В пункте 2.6 Правил установлено, что техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег. Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам (пункт 2.7 Правил). Из изложенного следует, что государственным инспектором И.А. были умышленно нарушены указанные Правила технического надзора, в результате чего составлен недостоверный акт технического освидетельствования маломерного судна, а также внесены искаженные сведения в судовой билет. Таким образом, требования Сыктывкарского транспортного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд решил: Заявление Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Прокушеву В.А. о признании недействительным удостоверения на право управления маломерным судном, признании недействительными акта технического освидетельствования маломерного судна, записи о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна, удовлетворить. Признать недействительным удостоверение на право управления маломерным судном серии ..., выданное ГИМС МЧС России по Республике Коми Прокушеву В.А.. Признать недействительным акт технического освидетельствования маломерного судна индивидуальной постройки, бортовой номер ..., принадлежащего Прокушеву В.А.. Признать недействительной запись (сведения) о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна индивидуальной постройки, бортовой номер ..., внесенную в судовой билет ... на имя Прокушева В.А.. Разъяснить ответчику право подачи в Сыктывкарский городской суд заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда также может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда через Сыктывкарский городской суд, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий