О признании недействительным удостоверения на право управления судном



Дело № 2-4612/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Михайловой И.В.,

с участием прокурора Яковлевой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар

02 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Лавренюк А.Г. о признании недействительным удостоверения на право управления маломерным судном, признании недействительными актов технического освидетельствования маломерных судов, записи о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерных судов,

установил:

Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Лавренюку А.Г. о признании недействительными: удостоверения на право управления маломерным судном, выданного ** ** ** ГИМС МЧС России по РК на имя Лавренюка А.Г.; актов от ** ** ** технического освидетельствования маломерных судов; сведений о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию данных маломерных судов, внесенных в судовые билеты на имя Лавернюка А.Г.

В обоснование требований прокурор указал, что Б., являясь руководителем ... участка Центра ГИМС МЧС России по РК, зная, что Лавренюк А.Г. не сдавал надлежащим образом экзамены (зачеты) по правилам судовождения, внес ложные сведения об этом в протокол заседания экзаменационной комиссии от ** ** ** и личную карточку судоводителя, выдав ** ** ** Лавренюку А.Г. удостоверение на право управления маломерным судном. Также, фактически техническое освидетельствование принадлежащих Лавренюку А.Г. маломерных судов при регистрации не проводилось, поэтому прокурор считает, что, что дальнейшее использование маломерных судов негативно повлияет на состояние безопасности движения водного транспорта, что позволяет признать акты технического освидетельствования данных судов и внесенные в судовые билеты сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию, недействительными.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми участия в судебном заседании не принял, представил заявление в котором признавая иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Лавренюк А.Г. в судебном процессе согласился с иском.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

** ** ** старшим государственным инспектором – руководителем ... участка Центра ГИМС МЧС России по Республике Коми Б. внесены ложные сведения в протокол заседания экзаменационной комиссии и личную карточку судоводителя о сдаче экзамена (зачета) по правилам судовождения Лавренюком А.Г. В последующем ** ** ** Лавренюку А.Г. выдано удостоверение на право управления маломерным судном.

Постановлением старшего следователя СО при Сыктывкарском ЛОВДТ от ** ** ** в возбуждении уголовного дела в отношении Б. по факту совершения им преступления, предусмотренного ст. 24 УПК РФ, за истечением срока давности уголовного преследования.

В постановлении отражены эпизоды незаконной деятельности Б., в том числе и по факту выдачи ** ** ** Лавренюку А.Г. удостоверения на право управления маломерным судном.

Также, государственный инспектор ... участка Центра ГИМС МЧС России по РК Б. ** ** ** составлены акты технического освидетельствования маломерных судов и внесены сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в судовые билеты на имя Лавренюка А.Г.

На основании постановления старшего следователя СО при Сыктывкарском ЛОВДТ от ** ** ** в возбуждении уголовного дела в отношении Б. по факту совершения им преступления, предусмотренного ст. 24 УПК РФ, за истечением срока давности уголовного преследования.

Проведенной доследственной проверкой было установлено, что государственный инспектор Б., используя свое служебное положение, незаконно составил акты технического освидетельствования маломерных судов и внес сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в судовые билеты на имя Лавренюка А.Г.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и объяснениями сторон.

В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам является разработка типовых программ обучения и осуществление приема экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестации судоводителей и выдаче им удостоверений на право управления маломерным судном.

Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498 утверждены Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данные Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу п. 1.3 Правил при аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном.

Экзамены на право управления маломерным судном сдаются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов по судовождению для соответствующего района плавания и по правилам пользования маломерными судами с последующим проведением проверки навыков практического управления соответствующего типа маломерного судна (п.4.2 Правил).

Пунктом 5.1 Правил предусмотрено, что удостоверения установленного образца выдаются судоводителям, успешно сдавшим экзамены. В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания.

Согласно п.п. 5.6, 5.7 Правил бланки удостоверений заполняются на основании протоколов, подписываются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и заверяются печатью. Оформленные удостоверения в 5-дневный срок со дня получения экзаменационных протоколов высылаются в соответствующие инспекторские подразделения для вручения их судоводителям. Выдача оформленного удостоверения производится после представления судоводителем личной карточки судоводителя с отметкой о проверке навыков практического управления маломерным судном и квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения на право управления маломерным судном, под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений (приложение №4), который ведется в инспекторском подразделении.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Лавренюком А.Г. фактически экзамены (зачеты) по правилам судовождения не сдавались, то выданное ему удостоверение на право управления маломерным судном следует признать недействительным.

Также, во исполнение Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (далее – Правила), которые устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

Пункт 2.2 Правил гласит, что технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.

Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца (п. 2.3 Правил).

В пункте 2.6 Правил установлено, что техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам (пункт 2.7 Правил).

Из изложенного следует, что государственным инспектором Б. были умышленно нарушены указанные Правила технического надзора, в результате чего составлены недостоверные акты технического освидетельствования маломерных судов, а также внесены искаженные сведения в судовые билеты.

Таким образом, требования Сыктывкарского транспортного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Лавренюк А.Г. о признании недействительным удостоверения на право управления маломерным судном, признании недействительными актов технического освидетельствования маломерных судов, записи о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерных судов, удовлетворить.

Признать недействительным удостоверение на право управления маломерным судном, выданное ** ** ** ГИМС МЧС России по Республике Коми Лавренюк А.Г..

Признать недействительными акты от ** ** ** технического освидетельствования маломерных судов, принадлежащих Лавренюк А.Г..

Признать недействительной запись (сведения) о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна «...», внесенную ** ** ** в судовой билет на имя Лавренюк А.Г..

Признать недействительной запись (сведения) о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна «...», внесенную ** ** ** в судовой билет на имя Лавренюк А.Г..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сыктывкарский городской суд со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200