О признании права на получение жилого помещения



Дело № 2- 4810/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

09 июня 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н.

При секретаре Коломейцеве Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Н.Д. к АМО ГО «Сыктывкар» и Минархстрой Республики Коми о признании права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,

у с т а н о в и л :

Шевченко Н.Д. обратился в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» и Минархстрой Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата и компенсации на строительство или приобретение жилья без предоставления справки о сдаче жилья органам квартирно-эксплуатационной части МО РФ по последнему месту военной службы, указывая, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, места для постоянного проживания не имеет, требуемую справку предоставить ответчикам не может, поскольку занимаемое по последнему месту военной службы жилое помещение находится за пределами РФ и принадлежит на праве собственности его бывшим членам семьи.

В ходе судебного разбирательства истец на удовлетворении требований настаивал.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» против удовлетворения иска Шевченко Н.Д. не возражал.

Минархстрой РК своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, представив отзыв на заявленный Шевченко Н.Д. иск.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит иск Шевченко Н.Д. подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Установлено, что Шевченко Н.Д. проходил военную службу в ВЧ ... с ** ** ** по ** ** ** годы. В период прохождения военной службы ему была предоставлена ... д.... по ул. ... г..... Шевченко Н.Д. был уволен с военной службы, приказом исключен из списков личного состава части и направлен для постановки на воинский учет в Сыктывкарский ГВК. После увольнения с военной службы в ** ** ** года Шевченко Н.Д. прибыл в г.Сыктывкар на постоянное место жительства, где поставлен на учет нуждающихся в получении жилья граждан на общих основаниях и в льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас с ** ** **. С момента постановки на соответствующий учет и на дату рассмотрения настоящего дела Шевченко Н.Д. жильем не обеспечен, проживает в квартире ... д.... по ул.... г.Сыктывкара на условиях коммерческого найма.

Порядок обеспечения граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получение жилья, построенного ( приобретенного) за счет средств федерального бюджета, установлен Правительством РФ. С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 № 342 были внесены изменения в Федеральный закон о статусе военнослужащих». Согласно ст.1 приведенного закона статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» была дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Избранный Шевченко Н.Д. при обращении в суд способ защиты своего права отвечает положениям приведенной нормы закона ( предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения).

Пунктом 1 ст.3 приведенного закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц жилыми помещениями. В п.2 ст.3 закона определено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п.12 ст.3 закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации указанные полномочия, органам местного самоуправления.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства в Республике Коми был принят закон от 01.03.2011 № 19-РЗ, который установил порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или жилых помещений по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам Российской Федерации, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления в Республике Коми на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, относящимся к категориям, установленным законодательством о статусе военнослужащих", ст.2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", и совместно проживающим с ними членам их семей, а также в соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил правовые и организационные основы наделения органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению данным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или жилых помещений по договору социального найма и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Включение гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляется органом местного самоуправления, в котором гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, на основании заявления гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, поданного им по форме в соответствующий орган местного самоуправления ( абз.2 ч.1 ст.3 закона).

Часть вторая ст.3 закона РК 01.03.2011 № 19-РЗ предусматривает в качестве обязательного приложения к заявлению гражданина о включении его в список на предоставление единовременной денежной выплаты справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы или справку, что жильем во время прохождения военной службы он не обеспечивался. Отсутствие указанной справки явилось одним из оснований обращения Шевченко Н.Д. в суд за судебной защитой.

Суд, оценив обстоятельства рассматриваемого спора полагает, что само по себе отсутствие указанной справки при установленных по делу обстоятельствах не может ограничить право Шевченко Н.Д. на получение жилья, учитывая следующее.

В соответствии со ст.1 Соглашения между государствами – участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14.02.1992 за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Указанное Соглашение не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходили военную службу. Не содержат соответствующего требования и иные международные договоры, в которых принимает участие РФ. Законодательство и нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном месте жительства в РФ.

В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома ( квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ за ними жилых помещений до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место службы.

Таким образом правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего ( гражданина, уволенного в запас) жильем на территории РФ могут являться только его право собственности на жилые помещения на территории РФ, а также иные права этого лица на жилые помещения, находящиеся в пределах территории РФ.

Таких обстоятельств по делу не установлено. Шевченко Н.Д. является нуждающимся в получении жилья, что не оспаривается ответчиками.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать за Шевченко Н.Д. право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья без предоставления справки о сдаче жилья органам квартирно-эксплуатационной части МО РФ по последнему месту военной службы.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - О.Н.Нагорнова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200