О признании отказа незаконным, обязании предоставить выплату на жилое помещение



Дело № 2-4834/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Рудометовой О.С.,

с участием прокурора Мозымовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 01 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Прокурора г. Ухты в интересах Мухиной Г.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, возложению обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ухты в интересах Мухиной Г.Н. обратился в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании отказа Агентства РК по социальному развитию в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья Мухиной Г.Н. незаконным, обязании Агентства РК по социальному развитию предоставить Мухиной Г.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: АМО ГО «Ухта», Мухин С.А., Мухин Д.С., Когай Н.Н., Когай Т.Е., Теплинская Е.В.

В судебном заседании Мухина Г.Н. на удовлетворении иска настаивала, указав, что условия проживания на момент постановки на учет нуждающихся и в настоящее время у нее не изменились, она проживает в квартире. С учета нуждающихся в улучшении жилищных услвоий АМО ГО «Ухта» она не исключена. В связи с чем, полагала, что ответчиком ей незаконно отказано в предоставлении ЕДВ.

Третье лицо Когай Н.Н. заявленные истцом требования поддержал, пояснил, что квартира была предоставлена ему с семьей из 5 человек, в том числе с дочерью Мухиной Г.Н. в 1969 году по ордеру. На учет они были поставлены в связи с тем, что в квартире проживало 3 семьи с разнополыми детьми и нуждаемостью по норме на одного члена семьи. В настоящее время в квартире не проживает сын В.

Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица Мухин С.А., Мухин Д.С., Когай Т.Е., Теплинская Е.В. в судебное заседание не явились, в адресованных суду заявлениях требования истца поддержали, просили рассмотреть дело без своего участия.

Представитель третьего лица АМО ГО «Ухта» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Прокурора г. Сыктывкара в интересах Мухиной Г.Н., учитывая следующее.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 г. № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на основании списков, представляемых органами местного самоуправления.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мухина Г.Н., является инвалидом с детства, проживает в квартире, предоставленной ее отцу Когай Н.Н. по договору социального найма (л.д. 20-21). Совместно с ней зарегистрированы и проживают: муж Мухин С.А., сын Мухин Д.С., отец Когай Н.Н., мать Когай Т.Е., племянница Теплинская Е.В. (л.д. 43).

Из материалов дела следует, что квартира имеет жилую площадь 45,5 кв.м, общую площадь 61,6 кв.м. (л.д. 20).

С 1995 г. Мухина Г.Н. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО ГО «Ухта» на общих основаниях и льготных основаниях (как инвалид с детства) на основании подп. «а» п. 7, п. 26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утвержденных указом Главы Республики Коми от 12 марта 1993 года № 132, в соответствии с которыми нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие на условиях поднайма в государственном и муниципальном жилищных фондах либо найма и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров (л.д. 31), была включена в Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16,21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В 2010 г. Мухина Г.Н. обратилась в Агентство РК по социальному развитию с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (л.д.28).

Приказом Агентства РК по социальному развитию истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16,21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с обеспеченностью жилой площадью.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Указанной нормой права предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 06.10.2006 г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным ст. 14, 16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона РК от 06.10.2006 г.).

Согласно ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что в 1969 г. Когай Н.Н. выдан ордер на право занятия квартиры на состав семьи 5 человек: Когай Н.Н., Когай Т.Е. (жена), К. (сын), А. (сын), В. (сын), Когай Г.Н. (дочь) (л.д. 30); в 2010г. на указанное жилое помещение между АМО ГО «Ухта» и Когай Н.Н. заключен договор социального найма на (л.д. 20-21).

Мухина Г.Н. с 1986 г. и по настоящее время была зарегистрирована и проживала в квартире.

С 1995 года место жительства Мухиной Г.Н. и условия ее проживания не изменились, с 1986 года Мухина Г.Н. зарегистрирована и проживает в квартире отца, общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 45,5 кв.м., составом семьи 7 человек, с 2010 г. состав семьи стал 6 человек, следовательно, на одного члена семьи приходится по 10,26 кв.м. общей площади и 7,58 кв.м. жилой площади.

Утвержденные Постановлением Совета Министров РК и Совета Коми Республиканской Федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993г. № 132 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РК предусматривали в качестве основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от принадлежности жилищного фонда, 7 и менее кв. метров (подп. «а» п.7 Правил), и возможность снятия граждан с учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий (п. 22 Правил).

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таких условий по настоящему делу не имеется, жилая площадь на каждого члена семьи составляет менее 9 кв.м.

Принимая во внимание, что Мухина Г.Н. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, основания, по которым она поставлена в льготную очередь инвалидов, в настоящее время не отпали, ее право на получение жилого помещения по льготному основанию не реализовано, суд приходит к выводу, что истец до настоящего времени не утратила права на меры социальной поддержки в виде права состоять в Республиканском списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Прокурора г. Сыктывкара в интересах Мухиной Г.Н. подлежат удовлетворению.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления единовременной денежной выплаты гражданину, имеющему соответствующее право во внеочередном порядке, суд считает необходимым обязать Агентство РК по социальному развитию предоставить Мухиной Г.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с республиканским списком.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья Мухиной Г.Н..

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Мухиной Г.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Республиканским списком.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Огнева С.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200