Дело № 2-4832/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Огневой С.Б., при секретаре Рудометовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 июня 2011 года гражданское дело по заявлению г. Ухты в интересах Хохловой М.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании отказа незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, у с т а н о в и л : Прокурор г. Ухты в интересах Хохловой М.А. обратился в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Хохловой М.А. незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация МО ГО «Ухта», Администрация Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, Митина И.Ю., Митина Н.Е. В судебное заседание Хохлова М.А. не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в адресованном суду отзыве просил рассмотреть дело без своего участия. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Прокурора г. Ухты в интересах Хохловой М.А., учитывая следующее. Установлено, что Хохлова М.А. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны , зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: г. Ухта, п. ..., ул. ... д. ..., кв. .... Собственниками указанной квартиры являются Митина И.Ю., К.Е., Митина Н.Е. Собственники указанной квартиры Митина И.Ю., К.Е., Митина Н.Е. проживают и зарегистрированы по иному адресу: г. Ухта, ул. ..., д. ..., кв. ... . Из материалов дела также следует, что Хохловой М.А. принадлежит на праве общей долевой собственности (50/100 доли) кв. ... д. ... по ул. ... г. ... Ивановской области, которая распоряжением Администрации Юрьевецкого городского поселения признана непригодной для проживания . Иного жилого помещения, принадлежащего Хохловой М.А., не имеется. В силу ст. 21 Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Данная мера социальной поддержки предоставляется один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»). Законом РК от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» определено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Хохлова М.А. обратилась в Агентство РК по социальному развитию с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья . Приказом Агентства РК по социальному развитию Хохловой М.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с тем, что истец проживает по договору найма в кв. ... д. ... по ул. ... п. ... г. Ухты, и при этом отсутствует разрешение органов опеки и попечительства на сдачу в найм долей жилого помещения несовершеннолетних детей К.Е., Митиной Н.Е. . Из материалов дела следует, что Хохлова М.А. в связи с нуждаемостью по возрасту и состоянию здоровья была перевезена дочерью Митиной И.Ю. из г. Юрьевец, где проживала в неблагоустроенном доме, впоследствии признанном непригодным для проживания, в г. Ухту. Для получения медицинской и социальной помощи истец была зарегистрирована в 2004 году по адресу: г. Ухта, ул. ..., ..., был заключен договор найма. На основании заключения межведомственной комиссии ., распоряжения Главы администрации Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области жилое помещение, расположенное по адресу: Ивановская область, г. Юрьевец, ул. ..., ... признано непригодным для постоянного проживания . С 22.12.2004 г. по настоящее время истец зарегистрирована и проживает на основании договора найма по адресу: г. Ухта, п. ..., ул. ..., д. ..., кв. ... . Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Митиной И.Ю., Митиной Н.Е., К.Е., по 1/3 доле каждой . Между Митиной И.Ю., действующей от своего имени и имени несовершеннолетних Митиной Н.Е. и К.Е. и Хохловой М.А. заключен договор найма кв. ... д. ... по ул. ... п. Водный г. Ухты, сроком до 22.12.2005г. Аналогичные договоры были заключены 22.12.2005 г.; 22.12.2006 г.; 22.12.2007 г.; 22.12.2008 г.; 04.01.2009 г.; 04.01.2010 г.; 04.01.2011 г. сроком до 04.01.2012г. Согласно п. 3 ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Указанная норма направлена на обеспечение защиты прав несовершеннолетних детей. В данном случае нарушения прав несовершеннолетних детей не усматривается, поскольку К.Е., Митина Н.Е., зарегистрированы и проживают по месту жительства в квартире матери по адресу: Г. Ухта, ул. ..., ..., общей площадью 73,7 кв.м. Факт отсутствия при заключении договоров найма согласия органа опеки и попечительства сам по себе не является юридически значимым для решения вопроса о праве Хохловой М.А. на получение единовременной денежной выплаты как члену семьи умершего ветерана ВОВ в соответствии с действующим законодательством. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) в том числе участников Великой Отечественной войны, предоставляются в порядке ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Приведенная норма материального права предусматривает (п.4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из данной нормы следует, что обязательным условием предоставления социальной выплаты на приобретение жилья является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Исходя из предоставленных доказательств жилое помещение, которое принадлежит истцу на праве собственности, признано непригодным для проживания в установленном действующим законодательством порядке. Отсутствие разрешения органов опеки и попечительства на сдачу в наем долей жилого помещения несовершеннолетних детей К.Е. и Митиной Н.Е. не может являться правовым основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, не исключает факта нуждаемости Хохловой М.А. в жилом помещении. Иных оснований для отказа не имелось. В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Республики Коми приняло постановление от 22 марта 2010 г № 58 «О мерах реализации Закона РК «О Форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно приложению № 2. Установленный порядок предусматривает подачу заявления гражданином, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, с документами по перечню, определенному в приложении 1 к утвержденному Порядку. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветерана», формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию, к полномочиям которого относятся принятие решения о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая является целевой выплатой и направлена на достижение цели по улучшению жилищных условий. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Судом установлено, что Хохлова М.А. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки, гарантированные социальной защитой ветеранов в Российской Федерации не получала, свое право как вдова участника ВОВ не реализовала. Следовательно, приказ Агентства РК по социальному развитию об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья является незаконным. Государство гарантировало обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления единовременной денежной выплаты гражданину, имеющему соответствующее право во внеочередном порядке, суд считает необходимым обязать Агентство РК по социальному развитию предоставить Хохловой М.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в соответствии с Республиканским списком. При таких обстоятельствах, требования Прокурора г. Ухты в интересах Хохловой М.А. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Хохловой М.А. (члену семьи участника ВОВ). Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Хохловой М.А. (члену семьи участника ВОВ) единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с республиканским списком. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Огнева С.Б.