О признании отказа в выдаче субсидии незаконным



Дело № 2-4112/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Рудометовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 мая 2011 года гражданское дело по иску Жувак Н.Ф. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным отказа в выдаче государственной жилищной субсидии, признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании предоставить государственную жилищную субсидию,

установил:

Жувак Н.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным отказа в выдаче государственной жилищной субсидии в 2011 году в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», признании права на получение государственной жилищной субсидии с датой постановки на учет ** ** ** г., обязании выдать государственную жилищную субсидию на состав семьи 2 человека с учетом имеющегося непрерывного трудового стажа 47 лет и факта проживания в районе Крайнего Севера в г. Воркута Республики Коми.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила ранее заявленные требования в части даты постановки на учет ** ** ** г. согласно постановлению АМО ГО «Воркута» .

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Жувак В.Д.

В судебное заседание истец не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца на удовлетворении искового заявления настаивал, указав, что истец не выезжала на другое постоянное место жительства из г. Воркуты. Ее выезды носили временный характер с целью приобрести жилье в г. Москве, что дважды не представилось возможным. В связи с наличием у истца заболевания «сахарный диабет», она является инсулинозависимой и ежемесячно обращалась к лечащему врачу, что подтверждается медицинской справкой и свидетельствует о проживании истца в г. Воркуте в периоды отсутствия регистрации в г. Воркуте. В противном случае, ее медицинские документы были бы переданы по другому месту ее жительства для получения необходимого инсулина, однако этого сделано не было, так как истец не выбывала на постоянное место жительство из РКС.

Представитель ответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица АМО ГО «Воркута», третье лицо Жувак В.Д. в судебное заседание не явились, в адресованных суду заявлениях просили рассмотреть дело без своего участия.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, учитывая следующее.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ст.1 закона). Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в органы местного самоуправления в постоянном месте жительства, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление об участии в подпрограмме в целях обеспечения за счет государства жильем в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.

Судом установлено, что истец имеет стаж работы в РКС ... лет ... мес. ... дн. , с ** ** ** г. состоит на учете в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий.

Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК истец включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2011 год по РК с датой постановки на учет – ** ** ** г. под № ... с составом семьи 2 человека .

Жувак Н.Ф. обратилась в Администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» .

Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК истцу отказано в выдаче сертификата в связи с выбытием из г. Воркуты в период с ** ** **. по ** ** **. и с ** ** **. по ** ** ** г.

В ходе судебного разбирательства судом установлен факт прибытия истца в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 1 января 1992 года.

О данном факте свидетельствует работа Жувак Н.Ф. в ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** ** года, ... с ** ** **., заключением в г. Воркута брака с В.Д. ** ** **.

Пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в том числе, в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Действительно, в период с ** ** **. по ** ** **., с ** ** **. по ** ** ** г. истец не имела регистрации в г. Воркута.

Судом установлено, что в действительности истец в указанные периоды выезжала из г. Воркуты в г. Москву на 8-10 дней, имела намерение переехать на постоянное проживание в г. Москву, в связи, с чем снималась с регистрационного учета. Однако по причине нехватки денежных средств приобрести квартиру ей не представилось возможным. Истец фактически отсутствовала в г. Воркуте не более 10 дней, поскольку страдает сахарным диабетом и нуждается в ежемесячном получении инсулина, которым обеспечивает поликлиника по месту жительства.

Данные факты подтверждены документально.

Так, согласно справки городской поликлиники г. Воркута Жувак Н.Ф. с ** ** **. находится под диспансерным наблюдением с диагнозом: .... Амбулаторная медицинская карта постоянно находилась по месту прописки, в другие места не убывала .

Из справки МУЗ Городская поликлиника г. Воркуты следует, что истец ежемесячно обращалась на прием к врачу для дальнейшего прохождения лечения и получения лекарственных средств с ** ** ** г. по ** ** ** г., с ** ** ** г. по ** ** ** г.

Факт отсутствия регистрации истца в указанные периоды не свидетельствует о прибытии Жувак Н.Ф. в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992 г. и не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании права истца на получение социальной выплаты, так как согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из справки Управления ПФР в г. Воркута следует, что Жувак Н.Ф, является получателем пенсии по старости, страховой стаж составляет ... лет ... месяцев ... дня, работа в РКС составляет ... лет ... месяца ... дней .

Таким образом, судом установлен факт, что Жувак Н.Ф. не выезжала за пределы районов Крайнего Севера из г. Воркуты на постоянное место жительства в другие регионы страны, ее выезд носил временный характер.

Доказательств обратного суду не представлено, судом не добыто.

Регистрация истца в 1989 году по месту жительства по адресу: г. Воркута, ул. ..., ..., трудовая деятельность с 1964 г. в. г. Воркута свидетельствуют, что Жувак Н.Ф. прибыла в район Крайнего Севера в г. Воркута до 1 января 1992 года.

Таким образом, судом установлено, что Жувак Н.Ф. прибыла в район Крайнего Севера (г. Воркута) и приравненные к ним местности до 1 января 1992 г., выезд в другую местность носил временный характер, на момент постановки истца на учет по переселению стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составил более 15 лет, жилья в других регионах Российской Федерации истец не имеет.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено исключительно на обеспечение их справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

В целях восстановления нарушенного права истца при вынесении решения на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми следует возложить обязанность выдать Жувак Н.Ф. государственный жилищный сертификат в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на состав семьи два человека, с учетом Жувак В.Д. в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет - ** ** ** г.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в выдаче Жувак Н.Ф. государственного жилищного сертификата в рамках реализации ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Признать право Жувак Н.Ф. на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, с датой постановки на учет 26.03.1992 г.

Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить Жувак Н.Ф. с учетом В.Д. жилищную субсидию в рамках реализации ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет – 26.03.1992 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Огнева С.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200