Об обязании устранить нарушения пожарной безопасности



Дело № 2- 4902\11.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд РК

В составе председательствующего судьи Ланшакова С.В..

При секретаре Фанаиловой Е.А.

с участием прокурора Загидулиной Л.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре « 07» июня 2011 года дело по иску прокурора г. Сыктывкара в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» об обязании совершить действия по выполнению требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» об обязании совершить действия по выполнению требований законодательства о пожарной безопасности, в обоснование которого указал, что в ходе проведения прокуратурой города проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при организации образовательного процесса в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения ««Детский сад № 92 общеобразовательного вида» г. Сыктывкара выявлено существенное нарушение законодательства о пожарной безопасности, которое не устраняется в течение длительного времени, а именно: групповые ячейки второго этажа не оборудованы вторыми эвакуационными выходами (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 2.4 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», п. 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). В соответствии с п.п. 1.18* и 2.4 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», из каждой групповой ячейки и прогулочной веранды детских дошкольных учреждений должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выхода на две лестничные клетки. Невыполнение указанного требования ведет к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. Имеющееся в здании МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» нарушение законодательства о пожарной безопасности препятствует предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации в случае возникновения пожара, что при неблагоприятном стечении обстоятельств ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, прежде всего несовершеннолетних детей, и других участников образовательного процесса, тем самым нарушает конституционные права человека на жизнь и охрану здоровья.

В судебном заседании прокурор поддержала требования в полном объеме.

Представитель МДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» с исковыми требованиями согласилась в полном объеме, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Представитель ОГПН г. Сыктывкара в судебное заседание не явился, извещались надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица с иском согласилась, просила продлить срок устранения недостатков до 01.09.2011 года.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона « О прокуратуре российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Таким образом, во взаимосвязи указанных норм, обеспечивается надлежащая реализация прокурорами в гражданском судопроизводстве возложенных на них задач для укрепления законности, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» .

В ходе проведения прокуратурой города проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при организации образовательного процесса в деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения ««Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара выявлено существенное нарушение законодательства о пожарной безопасности, которое не устраняется в течение длительного времени, а именно: групповые ячейки второго этажа не оборудованы вторыми эвакуационными выходами (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 2.4 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», п. 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»). В соответствии с п.п. 1.18* и 2.4 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»

Ранее на данное нарушение указывалось в актах проверок соблюдения требований пожарной безопасности, подготовленного Отделом ГПН г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми .

В силу п. 1.8 Устава АУ как юридическое лицо осуществляет финансово - хозяйственную деятельность имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество и счета, печать уставного образца, штампы, бланки со своим наименованием.

В соответствии с п. 2.2. Устава деятельность АУ направлена в том числе и на реализацию основных задач дошкольного образования: охрану жизни и укрепления здоровья детей.

Согласно п. 7.1 Устава имущество закрепляется за АУ на праве оперативного управления.

В силу п. 7.1.10 АУ несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

В соответствии с требованиями ст. 37 указанного закона руководители учреждений, организаций, предприятий обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

В соответствии со ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно оборудует помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 21.12.1994года « О пожарной безопасности » законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

В силу ст. 20 вышеуказанного Федерального закона №69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах, правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03 ( далее ППБ 01-03).

Правила устанавливают требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, которые являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Во исполнение Федерального закона № 69-ФЗ Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был издан приказ от 20.06.2003 года №323, которым были утверждены Нормы пожарной безопасности « Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03), которыми установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях, типы СОУЭ, а также определен перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами, к числу которых отнесены специализированные дома.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Все вышеперечисленные конкретные нарушения пожарной безопасности указанного дома, устранения которых прокурор просит обязать ответчиков основаны на нормах, регулирующих данные правоотношения, подтверждаются материалами дела.

При этом суд учитывает, что второй стороной по делу не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о необоснованности мероприятий, обязанных к устранению.

Таким образом, суд считает, что требования прокурора г. Сыктывкара об обязании ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности основаны на законе, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в соответствии 296 ГК РФ казенные предприятия, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Учитывая особую значимость соблюдения правил пожарной безопасности в специализированных домах, где персональный состав составляют дети, с учетом характера выявленных нарушений, суд считает, что возложение на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения пожарной безопасности в срок до 01.09.2011 г. является разумным и справедливым.

При определении указанного срока суд также учитывает, что соответствующие проверки отдела ГПН г. Сыктывкара с выявлением нарушений требований пожарной безопасности по указанному дому проводились и ранее, что дает основание считать указанный срок выполнения мероприятий вполне допустимым.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора г. Сыктывкара удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара провести мероприятие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно обеспечить наличие запасных эвакуационных выходов из групповой ячейки второго этажа в срок до 01.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья С.В. Ланшаков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200