О признании незаконным и отмене преджписания государственного инспектора отделения госконтроля и надзора СЗ МТУ Росстандарта



Дело № 2-3685/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Сироткиной Е.М.

При секретаре Нечаевой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 апреля 2011 года дело по заявлению Сыктывкарской таможни к Государственному инспектору отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта В.В. о признании незаконным предписания ,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с жалобой на предписание государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми СЗМТУ Росстандарта В.В. , считая его незаконным, нарушающим права и интересы Сыктывкарской таможни.

По мнению заявителя, в оспариваемом предписании не указано, какие нормативно-правовые акты нарушены заявителем; указание на аббревиатуру правового акта - ... недопустимо, поскольку из указанного буквенно-цифрового обозначения не представляется возможным определить, что именно было нарушено. Заявителю запрещено применять 16 единиц средств измерений, однако не указаны ни наименование, ни тип, ни номера и иные индивидуальные признаки указанных средств измерений. Проверка, осуществленная органом государственного контроля и надзора в срок с 11.01.2011 года по 13.01.2011 года, проведена с нарушением порядка, установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №36294-ФЗ. Так, в нарушение ст.9 Закона проверка проводилась в сроки, не соответствующие согласованному с органами прокуратуры плану проведения проверок. Согласно информации, размещенной на сайте Генеральной прокуратуры РФ, проверка в Сыктывкарской таможне должна была проводиться в течение 10 дней, начиная с 25 января 2011 года. Несмотря на это, должностные лица отдела СЗМТУ в Республике Коми провели проверочные мероприятия в период с 11 по 13 января 2011 года, причем в акте проверки проверявшим должностным лицом прямо указано на отсутствие согласования проводимой проверки с органами прокуратуры. Проведение проверки не в срок, указанный в ежегодном плане, согласованном с органами прокуратуры, повлекло за собой нарушение прав заявителя в части подготовки к указанной проверке.

В судебном заседании представитель заявителя Исаевская Е.В. на удовлетворении требований настаивала.

Представитель СЗМТУ Росстандарта В.В. просил в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, заслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, находит жалобу не основанной на законе и не подлежащей удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

В соответствии со ст.ст.15,16 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 года №102-ФЗ государственный метрологический надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на осуществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности.

Государственный метрологический надзор осуществляется за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации; наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений; соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.

Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих: измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации; расфасовку товаров.

Государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта на основании Распоряжения руководителя СЗМТУ Росстандарта была проведена проверка в отношении Сыктывкарской таможни Северо-Западного таможенного управления в рамках государственного метрологического надзора .

В ходе проверки установлено, что Перечень средств измерений неполный, а также не утвержден руководителем; в данный Перечень не включены 34 единицы средств измерений; График поверки средств измерений неполный, в него для поверки не включены 16 единиц средств измерений; из 127 единиц средств измерений 10 единиц – неисправные (не представлены акты списания), 16 единиц – без поверки (не имеют поверочной пломбы или клейма .

По результатам проведенной проверки в Сыктывкарской таможне Государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта В.В. вынесено предписание . Установленные нарушения предписано устранить до 29 апреля 2011 года.

По мнению заявителя, проведение проверки в срок с 11.01.2011 года по 13.01.2011 года являлось незаконным, поскольку проверка проводилась в сроки, не соответствующие согласованному с органами прокуратуры плану проведения проверок, что нарушило право заявителя на соответствующую подготовку.

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Согласно плану проверки на 2011 года, опубликованному Генеральной прокуратурой РФ 31.12.2010 года, проверка Сыктывкарской таможни должна быть проведена в течение 10 дней, начиная с 25.01.2011 года.

Действительно, проверочные мероприятия проведены с 11 по 13 января 2011 года на основании распоряжения СЗМТУ Росстандарта в сроки, установленные в нем на основании плана проведения плановых проверок, утвержденного приказом СЗМТУ Росстандарта .

Как пояснил представитель заинтересованного лица и подтвердила, допрошенная в качестве свидетеля, Л.Н., первоначально проверка была запланирована на 25.01.2011 г., однако график проведения проверок был откорректирован вследствие согласования сроков проведения совместных проверок, что подтверждается письмами СЗМТУ Росстандарта и прокуратуры.

О проведении плановой проверки с 11.01.2011 года Сыктывкарская таможня извещена в установленном пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ порядке, о чем свидетельствует выписка из журнала факса и почтовое уведомление о вручении копии распоряжения .

Перечень оснований, влекущих недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований, закреплен в пункте 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок относятся к грубым нарушениям в отношении субъектов малого предпринимательства, которым заявитель не является.

Таким образом, суд не усматривает оснований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, для признания оспариваемого предписания незаконным.

В силу ст. 17 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 года №102-ФЗ обязанность проведения проверок при осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и их территориальных органов.

При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее государственный метрологический надзор, обязано давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований.

Заявитель, оспаривая предписание, указал, что в нем не указаны нормативно-правовые акты, которые им нарушены; не указаны индивидуальные признаки 16 единиц средств измерений (наименование, тип, номер и т.п.), которые запрещено использовать.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Пунктом 1 статьи 13 закона № 102-ФЗ установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Приказом Госстандарта России утвержден Порядок проведения поверки средств измерений, который имеет шифр ....

Согласно пункту 2.5. Порядка периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.

В силу пункта 2.6. Порядка конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют юридические и физические лица - владельцы средств измерений.

Органы Государственной метрологической службы в процессе осуществления государственного надзора за соблюдением метрологических правил и норм контролируют правильность составления перечней средств измерений, подлежащих поверке.

Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Периодической поверке могут не подвергаться средства измерений, находящиеся на длительном хранении (пункт 2.7. Порядка).

Юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку (п. 3.1. Порядка).

Согласно пунктам 3.3.; 3.4. Порядка графики поверки составляются по видам измерений по форме, представленной в Приложении 3; на срок, устанавливаемый владельцами средств измерений.

В результате проверки установлено, что, в нарушение пунктов 2.5.; 2.6.; 3.1. Порядка перечень средств измерений Сыктывкарской таможни неполный, не утвержден руководителем; в данный Перечень не включены 34 единицы средств измерений, а именно:

- ......., ........, .......,........

Доводы заявителя о том, что в оспариваемом предписании не указаны наименования, модели номера средств измерений, а также вид нарушения по каждой единице, являются не состоятельными.

Все сведения о средствах измерений указаны в приложении к Акту проверки ; ссылка на нормативные акты дана в соответствии с установленными требованиями.

Как следует из материалов проверки, перечень средств измерений и график поверки средств измерений были составлены только в области деятельности Сыктывкарской таможни, но при этом не были включены: приборы учета коммунальных услуг, относящиеся к сфере государственного регулирования при осуществлении товарообменных операций; манометры, относящиеся к сфере государственного регулирования при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Из представленных заявителем договоров энергоснабжения следует, что за имущество, применяемое при товарообменных операциях, отвечает Сыктывкарская таможня. В Приложениях к договорам энергоснабжения прописаны объекты и характеристики приборов учета электрической энергии «Сыктывкарская таможня» (электросчетчики, трансформаторы тока) .

Указанные договоры заключены в соответствии с правила, установленными ст. 539-544 ГК РФ, поскольку Сыктывкарская таможня имеет в собственности энергопринимающие устройства, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации, и обязано обеспечивать учет потребления энергии.

В соответствии с Правилами учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996, учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно - измерительных систем.

Периодическая проверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

Средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии {измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно - измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Каждое средство измерений, применяемое при измерениях к которым установлены обязательные требования при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, товарообменных операциях и находящиеся на хранении подлежат учету и надзору должно быть зарегистрировано в Государственном реестре средств измерений, иметь сертификат утверждения типа, свидетельство о поверке в соответствии с установленным межповерочным интервалом.

Согласно Государственному реестру средств измерений электросчетчики, трансформаторы тока, манометры отнесены к средствам измерений, имеют определенный межповерочный интервал.

В силу ст.13 Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 года №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

На основании изложенного, доводы заявителя о том, что приборы учета коммунальных услуг и иные приборы, не относящиеся к сфере таможенного контроля, не должны включатся в график поверки и перечень средств измерений, а кроме того часть таких приборов не является средствами измерений (например, монометры) основаны на неверном толковании норм права.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Сыктывкарской таможни к Государственному инспектору отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта В.В. о признании незаконным предписания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Сироткина Е.М.

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200