Дело № 2-5116/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смолевой И.В. при секретаре Гут Е. Н. с участием представителя истца Кикоть А. И., представителей ответчиков Сапожниковой Н. Н., Морозова Н. А., Колегова И. М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 июня 2011 года гражданское дело по иску Семёнова А.В. к ОВО при УВД по г. Сыктывкару, Министерству финансов Республики Коми, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Семёнов А.В. обратился в суд с иском к ОВО при УВД по г. Сыктывкару, Министерству финансов Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. В обоснование своих требований указал, что он был доставлен в дежурную часть УВД по г. Сыктывкару для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном .... Постановлением мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми производство по делу об административном правонарушении в отношении него было прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. По его заявлению Сыктывкарским городским судом Республики Коми были признаны незаконными действия сотрудников ОВО при УВД по г. Сыктывкару по доставлению его 24 апреля 2010 года в УВД по г. Сыктывкару. Действиями сотрудников ОВО при УВД по г. Сыктывкару было ограничено его право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения. ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действуя в интересах Министерства финансов Республики Коми, представило письменные возражения на исковое заявление, в которых указало, что Министерство финансов Республики Коми не является надлежащим ответчиком по делу, что Семёновым А.В. не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями должностных лиц ОВО при УВД по г. Сыктывкару и наступившим вредом, размера причиненного ущерба. Судом на основании ходатайства истца привлечено к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Российской Федерации. В письменном возражении Министерства финансов РФ указано на отсутствие состава правонарушения, являющегося основанием к возложению на казну деликтной ответственности. Истец, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. С учётом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Исковые требования и доводы искового заявления были поддержаны действующим на основании доверенности представителем истца Кикоть А. И. Представитель ОВО при УВД по г. Сыктывкару Сапожникова Н. Н. иск не признала, пояснив, что в рассматриваемых правоотношениях не имеется оснований к возложению ответственности на казну, предъявленная к взысканию сумма компенсации морального вреда не соразмерна причинённым истцу страданиям. Представители Министерства финансов РК Морозов Н. А., Министерства финансов РФ Колегов И. М. поддержали доводы письменных возражений на иск. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела , дело об административном правонарушении , суд приходит к следующему. Постановлением мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ..., в отношении Семёнова А.В. в связи с отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения. Из содержания указанного постановления следует, что 24 апреля 2010 года в 12 часов 45 минут в г. Сыктывкаре Республики Коми Семёнов А.В., находясь около дома № ... по ул. ..., наклеил объявление следующего содержания: «...» на бетонную опору большого рекламного щита. Установив, что сведения, подтверждающие, что Семёнов А.В. самовольно наносил на здания, заборы надписи, рисунки, наклеивал частные объявления, размещал на них рекламные, информационные и (или) агитационные материалы, отсутствуют, мировой судья Ижемского судебного участка Республики Коми сделал вывод об отсутствии в действиях Семёнова А.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного п. ... Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми признаны незаконными действия сотрудников ОВО при УВД по г. Сыктывкару по доставлению Семёнова А.В. 24 апреля 2010 года в УВД по г. Сыктывкару в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, ограничению права на свободу передвижения и личную неприкосновенность. Указанным решением суда установлено, что 24 апреля 2010 года Семёнов А.В. в 13:00 был доставлен в дежурную часть УВД по г. Сыктывкару для составления административного протокола. Тогда же, 24 апреля 2010 года, в отношении Семёнова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ..., согласно которому Семёнов А.В., находясь возле дома № ... по ул. ... г. Сыктывкара, наклеивал на здание агитирующий материал. Судом в решении сделан вывод о том, что основания для доставления Семёнова А.В. в УВД по г. Сыктывкару для составления административного протокола отсутствовали. Признавая неправомерными действия сотрудников ОВО при УВД по г. Сыктывкару по доставлению Семёнова А.В. 24 апреля 2010 года в здание УВД по г. Сыктывкару, суд указал, что незаконное доставление в органы внутренних дел в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении посягает на личную неприкосновенность и свободу лица, что действия сотрудников ОВО при УВД по г. Сыктывкару повлекли неправомерное нарушение прав и свобод А.В. Семёнова. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьёй 22 Конституции РФ каждому гарантировано право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статьей 53 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы: - наступление вреда; - противоправность поведения причинителя вреда; - причинная связь между двумя первыми элементами; - вина причинителя вреда. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действовавшего на момент спорных правоотношений, деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий (ст. 4 вышеназванного Закона). В силу ст. 5 Закона всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Статьёй 10 Закона на милицию в соответствии с поставленными перед ней задачами возложены обязанности предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Согласно п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при управлении внутренних дел по городу Сыктывкару, утверждённого приказом УВО при МВД по РК № 58 от 02 октября 2007 года, отдел вневедомственной охраны входит в структуру органов внутренних дел, являющихся системой государственных органов исполнительной власти, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Принимая во внимание, что доставление Семёнова А.В. 24 апреля 2010 года сотрудниками ОВО при УВД по г. Сыктывкару в здание УВД по г. Сыктывкару было признано на основании судебного решения незаконным, ограничивающим его право на свободу и личную неприкосновенность, суд приходит к выводу, что в результате такого доставления Семёнову А.В. был причинён моральный вред. Так, ст. 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Учитывая степень и характер физических и нравственных страданий Семёнова А.В., перенесенных им в связи с незаконным доставлением в здание УВД по г. Сыктывкару, связанных с переживаниями истца по поводу своей репутации, ограниченностью его свободы без законных на то оснований, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, в ... руб., находя данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам. Согласно справке ОВО при УВД по г. Сыктывкару, должность милиционера-водителя взвода вневедомственной охраны № ... батальона милиции ОВО при УВД по г. Сыктывкару, а также должность старшего группы задержания ПЦО взвода № ... батальона милиции ОВО при УВД по г. Сыктывкару финансируются за счёт средств федерального бюджета. На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Учитывая изложенное, обязанность по компенсации морального вреда, причиненного Семёнову А.В., следует возложить на Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации. Таким образом, требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ОВО при УВД по г. Сыктывкару, Министерства финансов Республики Коми не подлежат удовлетворению. Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит возврату ему из бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Семёнова А.В. компенсацию морального вреда в размере ... руб. Отказать Семёнову А.В. в удовлетворении исковых требований к ОВО при УВД по г. Сыктывкару, Министерству финансов Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда. Возвратить из бюджета Семёнову А.В. уплаченную на основании чека-ордера государственную пошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента принятия. Председательствующий И.В. Смолева