Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Климовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 24 июня 2011 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с открытых участков территории в районе спуска к реке Сысола по ул. ... г. Сыктывкара в срок до 1 сентября 2011 года, установил: Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с открытых участков территории в районе спуска к реке Сысола по ул. ... г. Сыктывкара в срок до 1 сентября 2011 года. Указал, что в нарушение санитарно-эпидемиологических норм в районе спуска к реке Сысола по ул. ... г. Сыктывкара отмечается несанкционированная свалка бытового и строительного мусора, что привело к загрязнению и ухудшению состояния окружающей среды, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, уточнил, что просит обязать организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в срок до 10 октября 2011 года. Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился, указал, что иск является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления. Муниципальный контракт на вывоз отходов будет заключен. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет понятие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1). Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ( ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ). В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. В силу п. 3.4. "СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003 г., не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам. В соответствии с п. 4.2. "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно п. 1.2 СанПин 42-128-4680-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12). Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования от 26 ноября 2010 года, составленного специалистами отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК, в районе спуска к реке по ул. ... (координата Х 50 градусов, 52 минут, 17 секунд, координата Y 61 градус, 38 минут, 13 секунд) отмечаются несанкционированные свалки бытового и строительного мусора. Данный факт также подтверждается обследованием, проведенным 11.05.2011 года Сыктывкарской природоохранной прокуратурой совместно с экспертами отдела информационного взаимодействия ГУ «...» Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ) Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в т.ч. организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с положениями ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»») Согласно информации ФГУ «Земельная кадастровая палата Республики Коми» и Администрации МО ГО «Сыктывкар», сведений о правообладателе земельного участка в районе спуска к реке Сысола по ул. ... г. Сыктывкара не имеется. Таким образом, Администрацией МО ГО «Сыктывкара» не выполняются обязанности, возложенные на нее законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии и охране окружающей среды, следовательно, требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Заявленный Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения – до 10 октября 2011 года, является разумным и достаточным. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с открытых участков территории в районе спуска к реке Сысола по ул. ... г. Сыктывкара в срок до 10 октября 2011 года удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с открытых участков территории в районе спуска к реке Сысола по ул. ... г. Сыктывкара в срок до 10 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сыктывкарский городской суд. Председательствующий