О признании бездействий незаконными, обязании произвести ремонт



Дело № 2-2524/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сироткиной Е.М.

при секретаре Волыцкой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 19 июля 2011 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести строительство моста через на ... км автомобильной дороги ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми» и ОАО «Коми дорожная компания» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности привести мостовое сооружение в нормальное состояние, свои требования мотивируя тем, что в ходе проверки состояния мостового сооружения через реку , расположенного на ... километре автомобильной дороги , проведенной комиссией , в состав которой вошли представители прокуратуры района, государственного дорожного надзора ГИБДД ОВД по Княжпогостскому району, Княжпогостского ДРСУ ОАО «Коми дорожная компания», установлено, что в нарушение п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93, п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 на мосту отсутствует дорожное ограждение, в нарушение п. 10.1 ВСН 4-81 происходит разрушение деревянных опор моста. При этом на автодороге имеется автобусный маршрут, а также осуществляется организованная перевозка детей.

Мостовое сооружение через реку , расположенное на ... километре автодороги является собственностью Республики Коми и находится в оперативном управлении Дорожного агентства Республики Коми.

между Дорожным агентством и ОАО «Автомобильные дороги Коми» был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Княжпогостский», МО МР «Усть-Вымский» ** ** **, по которому выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту моста через реку на ... км. автодороги подлежит обслуживанию ОАО «Автомобильные дороги Коми». В силу п. 4.1 вышеуказанного контракта ОАО «Автомобильные дороги Коми» обязано выполнять весь комплекс предусмотренных государственным контрактом работ, обеспечить круглогодичное, круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по переданным на содержание автомобильным дорогам общего пользования, выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с требованиями нормативных документов, обеспечивать проведение работ по восстановлению поврежденных и разрушенных участков дорог и дорожных сооружений, устранять за свой счет дефекты, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильной дороги.

между ОАО «Автомобильные дороги Коми» и ОАО «Коми дорожная компания» был заключен договор субподряда ... на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, в том числе моста через реку на ... км. автодороги , по которому обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Княжпогостский», МО МР «Усть-Вымский» приняло на себя ОАО «Коми дорожная компания».

Исходя из акта проверки моста через реку на ... км. автомобильной дороги , Дорожным агентством Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего содержания и ремонта дорог.

Неисполнение Дорожным агентством РК, ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания» возложенных на них обязательств существенно ущемляет права граждан на безопасное дорожное движение. Бездействие Дорожного агентства Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания» создает условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Выявленные нарушения норм федерального законодательства создают условия для возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

в адрес суда поступили уточненные исковые требования, согласно которым прокурор просил обязать ответчиков осуществить строительство моста через р. на ... км автомобильной дороги

Представитель истца Л.В. на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Дорожного агентства Республики Коми Черкасова О.В. и Платто А.И. исковые требования не признали, указав, что в силу полномочий, установленных Постановлением Правительства РК от 07.02.2005 № 16 «Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми», Дорожное агентство не вправе принимать самостоятельно решение о реконструкции либо строительство объекта, это относится к компетенции Правительства РК. Правительство РК приняло решение о реконструкции данного объекта, уже заключен государственный контракт на проведение проектно-изыскательских работ, проект реконструкции должен пройти государственную экспертизу. После проведения конкурса на осуществление работ по реконструкции, Дорожным агентством будет заключен контракт, при этом, выполнение работ будет начато в летний период, и окончено не позднее

Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Республики Коми.

Представитель третьего лица Казаринова О.А. с иском не согласилась, указав, что бюджетные средства запрещено использовать без учета принципов эффективности и целевого характера. Ремонт моста – неэффективное использование бюджетных средств, в данном случае, Правительством РК принято решение о реконструкции моста.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие соответчиков ОАО «Коми дорожная компания» и ОАО «Автомобильные дороги Коми».

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Положениями статей 1, 4, 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).

В силу ч. 8 ст. 5, ч. 5, 6 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно Закону Республики Коми от 04.12.2000 года №76-РЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственности Республики Коми» к объектам государственной собственности Республики Коми относится имущество, переданное в собственность Республики Коми в результате разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также иное имущество, принадлежащее Республике Коми на праве собственности.

Государственной собственностью Республики Коми являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе, имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми.

Пунктом 1 «Положения о Дорожном агентстве Республики Коми», утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 № 16 установлено, что Дорожное агентство Республики Коми (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (далее - автомобильные дороги) и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.

Пунктом 8 Положения установлено, что Агентство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия, функции: издает правовые акты в области дорожного хозяйства по вопросам, отнесенным к ведению Агентства; разрабатывает основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог; осуществляет планирование дорожной деятельности в Республике Коми на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ; осуществляет в установленном порядке функции главного администратора и администратора доходов республиканского бюджета Республики Коми в отношении доходов, закрепленных в установленном порядке за Агентством; осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог; проводит оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования в установленном законодательством порядке; организует и контролирует выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также осуществляет приемку выполненных работ.

Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В указанном ГОСТе предусмотрены и изложены четкие требования к состоянию автомобильных дорог, в том числе в отношении ограждений, которые должны быть оборудованы на опасных для движения участках автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, по мостам и путепроводам, в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми» к полномочиям Дорожного Агентства Республики Коми отнесены вопросы определения и утверждения перечня участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год, а также внесение последующих изменений и дополнений в течение текущего финансового года исходя из объема финансирования республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год, на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Дорожным агентством РК заключен государственный контракт ... с ОАО «Автомобильные дороги Коми» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Княжпогостский», МО МР «Усть-Вымский», в том числе «подъезд к п. ».

Дорожным агентством РК заключен государственный контракт ... с ОАО «Коми дорожная компания» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в МО МР «Княжпогостский», МО МР «Усть-Вымский», в том числе «подъезд к п. от автомобильной дороги «...» от ... км до ... км.

Конкретные виды и объемы работ на месяц по содержанию автодорог, сроки их выполнения определяются ежемесячно, выдаваемым представителем заказчика. Заказчик вправе осуществлять контроль над выполненными подрядчиком работами.

Таким образом, именно на Дорожное агентство Республики Коми возложена обязанность по организации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и последующему контролю за выполнением данных работ.

Из материалов дела следует, что при заключении вышеуказанных государственных контрактов стороны ссылались именно на положения ГОСТа Р 50597-93, без ссылки на иные нормативно-правовые акты, на основании которых должны осуществляться работы по содержанию дорог.

деревянный мост через р. был принят на баланс Коми республиканского дорожного департамента , что подтверждается протоколом совещания у заместителя Главы РК Бибикова В.С. и извещением о принятии на баланс.

Из представленного суду технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения следует, что деревянный мост через р. имеет в длину ... м, по состоянию находился в аварийном техническом состоянии.

комиссией, в состав которой вошли представители прокуратуры района, государственного дорожного надзора ГИБДД ОВД по Княжпогостскому району, Княжпогостского ДРСУ ОАО «Коми дорожная компания» была проведена проверка состояния мостового сооружения через реку , расположенного на ... км. автомобильной дороги

Проверкой установлено, что в нарушение п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93, п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004, на мосту отсутствует дорожное ограждение; в нарушение п. 10.1 ВСН 4-81, происходит разрушение деревянных опор моста. При этом на автодороге Чернореченский - Вожаель имеется автобусный маршрут, а также осуществляется организованная перевозка детей.

Определением Сыктывкарского городского суда на стороны была возложена обязанность произвести осмотр мостового сооружения через реку на 8 км. автомобильной дороги на предмет возможности дальнейшей эксплуатации мостового сооружения.

Согласно заключению : на момент обследования обслуживающая организации проводила работы по установке дорожных ограждений на проезжей части моста; проезжая часть моста выполнена поперечным деревянным настилом, поверх которого уложены железобетонные плиты, пролетные строения моста компонируются однорядными деревянными прогонами; опоры моста свайные однорядные. В вновь подтверждено аварийное техническое состояние, но за период ** ** ** по ** ** ** существенного развития ранее выявленных дефектов не установлено, новых не выявлено. Поскольку мост ремонту не полежит, комиссия пришла к выводу о возможности дальнейшей эксплуатации мостового сооружения при условии соблюдения ограничения дорожных и информационных знаков, установленных на подходах к мосту.

В силу распоряжения Правительства Республики Коми ... автомобильная дорога «Подъезд к пст. » от автомобильной дороги «...» на участке км ... ... и мост через р. включены в перечень объектов капитального строительства дорожной инфраструктур РК, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных инвестиций из республиканского бюджета Республики Коми . Указанные объекты подлежат реконструкции.

Дорожным агентством РК заключен государственный контракт с ООО «...» на выполнение работы по организации подготовки проектной документации: «Реконструкция автомобильной дороги «...» на участке км .... Мост через р. ».

В силу ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. (Статья 73 Конституции РФ).

Как установлено ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Статьей 26.1. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). (Статья 26.2. вышеуказанного закона).

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм, требования истца о возложении на Дорожное агентство РК обязанности осуществить строительство нового моста удовлетворению не подлежит.

Правительство Республики Коми, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе самостоятельно решать вопрос о способе приведение в нормативное состояние мостового сооружения, поскольку финансирование данного объекта осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Прокурором заявлено требование о возложении обязанности произвести строительство моста

Данный срок не может быть признан обоснованным, с учетом положений ст. 48-51 Градостроительного кодекса РФ, положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как пояснили представители Дорожного агентства РК, проведение работ по реконструкции мостового сооружения возможно только в летний период, соответственно, разумным следует признать срок реконструкции

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Дорожное агентство Республики Коми произвести реконструкцию мостового сооружения через реку на ... км. автомобильной дороги

В иске Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми, ОАО «Автомобильные дороги Коми», ОАО «Коми дорожная компания» о возложении обязанности произвести строительство моста через р. на ... км автомобильной дороги отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суда в течение 10 дней.

Председательствующий Сироткина Е.М.

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200