О признании дома пригодным для проживания



Дело № 2-4468/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.

при секретаре Бушеневой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Политова М.И. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания, регистрации в нем по месту жительства;

у с т а н о в и л :

Политов М.И. обратился в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» о признании строения, расположенного по адресу: г.Сыктывкар садоводческое товарищество «...», проезд ..., участок ..., пригодным для постоянного проживания с последующей регистрацией в нём по месту жительства.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником участка №... по проезду №... СТ «...» садоводческого комплекса г.Сыктывкара, с момента его приобретения проживает в доме, так как иного помещения, пригодного для проживания не имеет, регистрация по адресу: г.Сыктывкар, ул...., д.... была произведена для трудоустройства, членом семьи собственника указанного жилого помещения он не является, по указанному адресу не вселялся и не проживал, т.к. это не было предметом соглашения с владельцем дома.

Истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя. В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» в ходе рассмотрения дела с иском был не согласен, указывая на отсутствие канализированной уборной и отсутствие данных о качестве питьевой воды из колодца, в дальнейшем участия в судебном заседании не принял.

Управление Федеральной миграционной службы России по РК и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми просили рассмотреть дело в их отсутствие своих представителей.

С согласия стороны истца на основании ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Политов М.И. является собственником: жилого здания – жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке площадью 69 кв.м., а также собственником земли сельскохозяйственного назначения – земельный участок площадью 696,0 кв.м. для садоводства, расположенных по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, Садоводческое товарищество «...» , проезд ..., участок ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права .

Согласно справке Отдела УФМС по Республике Коми Политов М.И. зарегистрирован с 24.08.2010г. по месту жительства в г.Сыктывкаре по адресу: ул...., д..... Сособственниками указанного жилого дома являются С.Ф., Л.А., Д.В., Г.В.

Ст.1 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывая содержание понятия «садовый земельный участок» определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых. Названная норма предопределяет и целевое использование находящегося на участке жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается.

Положениями ст.35 Конституции РФ, а также ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п.1 и 2 ст. 209 ГК РФ); в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213 ГК РФ).

Действующее гражданское законодательство не устанавливает каких- либо ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицировано регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан» и СП 11-106-97 «Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан»).

Как указано в ст.19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Действующая система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, п.1 ст.260 ГК РФ об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Согласно ст.85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).

С учетом того, что ГК РФ (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.

Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.

В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует.

В рамках рассмотрения настоящего дела для подтверждения доводов истца о пригодности дачного дома для постоянного проживания была назначена судебно-строительная экспертиза, проведение которой поручено мастерской архитектора А.Д.

Согласно заключению судебно-строительной экспертизы, садовый дом, расположенный на земельном участке №... по проезду №... в Садоводческом товариществе «...» г.Сыктывкара соответствует действующим нормам градостроительным и строительным нормам и правилам, и пригоден для постоянного проживания.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, обладает специальными познаниями в области строительства, оснований не доверять его заключению у суда не имеется. Заключение эксперта представляется суду обоснованным, полностью согласуется с собранными по делу доказательствами, оценивается по правилам ст.86 ГПК РФ. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает доводы ответчика не состоятельными и не являющимися достаточным основанием к отказу в иске.

Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства. Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.

У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

Поскольку Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу, абзац 2 ст.1 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства, предусмотренное нормами статьи 55 (часть 3) Конституции РФ.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.

Норма абзаца2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

С учётом вышеизложенного, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 14.04.2008 N 7-П, суд считает заявленные Политовым М.И. к АМО ГО «Сыктывкар» исковые требования о признании жилого строения, расположенного по адресу: г. Сыктывкар садоводческое товарищество «...», проезд ..., участок №... пригодным для постоянного проживания и регистрации по месту жительства, подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Политова М.И. - удовлетворить.

Признать жилое строение, расположенное на садовом земельном участке по адресу Республика Коми, г.Сыктывкар, садоводческое товарищество «...» проезд № ... участок № ... пригодным для постоянного проживания.

Произвести регистрацию Политова М.И. по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, садоводческое товарищество «...» проезд № ... участок № ... по месту жительства.

Ответчик вправе подать в Сыктывкарский городской суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня получения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.А.Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200