О признании действий незаконными



Дело № 2- 3825/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

11 июля 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Бушеневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК к ООО УК « Жил Вест» о защите прав потребителя, оспаривании действий, устранении нарушений права, возложении обязанности;

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК обратилось в суд в порядке ст.46 ГПК РФ с иском к ООО Управляющая Компания «ЖилВест» о признании действий по включению в договор управления многоквартирным домом ... ... по ул. ... г.Сыктывкара пунктов 3.1.11, 3.1.6., 3.2.11, 5.4., 5.7.,7.2.,8.2, п.п.«а» и «в» п.5.5 неправомочными, обязании исключить из договора управления многоквартирным домом ... по ул.... г.Сыктывкара пунктов ущемляющих права потребителей, обязать ответчика утвердить перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ... по ул... г.Сыктывкара и в месячный срок довести решение суда до потребителей через средства массовой информации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в Управление поступило письменное заявление собственника жилого помещения по адресу: г. Сыктывкар, ул. ...», кв.6, которое содержало сообщение о незаконных и ущемляющих права потребителей действиях со стороны ООО УК «ЖилВест». В результате проведения проверки указанные в заявлении факты нашли свое подтверждение.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГОУНПО «Профессиональный лицей торговли и общественного питания г.Сыктывкара».

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК на удовлетворении искового заявления настаивал по изложенным в нем основаниям.

ООО Управляющая Компания «ЖилВест» извещенное о времени и месте рассмотрения искового заявления в судебное заседание представителя не направило, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель ГАОУСПО РК «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» каких- либо возражений против заявленного иска не привел, указывая о том, что на основании Постановления Пр-ва РК №9 от 20.01.2010г. «О создании автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Коми образован «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» путем изменения типа существующего государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей торговли и общественного питания г.Сыктывкара».

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что здание общежития ... по ул.... г.Сыктывкара на основании решения Агентства РК по управлению имуществом ... закреплено на праве оперативного управления за автономным образовательным учреждением среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский торгово-технологический техникум».

. между ООО Управляющая компания «ЖилВест» и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме ... по ул.... г.Сыктывкара заключен договор управления многоквартирным домом ... по ул.** ** ** г.Сыктывкара.

В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Так, п.п.«И» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.

Однако, как следует из п.3.1.6. договора «Управляющая организация обязана рассматривать предложения, заявления и жалобы от собственника и лиц, пользующихся его помещением в многоквартирном доме, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков. Не позднее 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о решении, принятом по заявленному вопросу», что противоречит п.49 Правил.

В соответствии с ч.10 ст.162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Пунктом 3.1.11 договора установлено, что «управляющая организация обязана истребовать у предыдущей управляющей организации техническую и иную документацию на управляемый многоквартирный дом, а в случае невозможности ее истребования – восстановить. Расходы Управляющей организации, понесенные на изготовление такой документации, подлежат включению в состав затрат по содержанию общего имущества».

Данный пункт договора приводит к нарушению п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г. который определяет состав общего имущества.

Согласно п.3.2.11 договора, «управляющая организация вправе ежемесячно вывешивать на досках объявлений в подъездах многоквартирного дома или на придомовой территории списки собственников помещений, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), что также приводит к нарушению действующего законодательства».

Пунктом 1 ст.3 ФЗ РФ «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г. (ред. 04.06.2011) установлено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Кроме того, п.1 ст.9 ФЗ «О персональных данных» предусматривает согласие субъекта персональных данных на их обработку.

В соответствии с пунктами 5.4 и 5.5 договора – в случае несанкционированного подключения собственника или пользующимися его помещением в многоквартирном доме лицами к внутридомовой инженерной системе минуя индивидуальные или общие квартирные приборы учета, собственник обязан уплатить Управляющей организации штраф в размере 30 (тридцати) процентов от размера платы за соответствующую коммунальную услугу, определенную исходя из норматива потребления коммунальной услуги и тарифа, действующего на день выявления нарушения. Собственник обязан уплатить Управляющей организации штраф в размере 20 (двадцати) процентов от размера платы за соответствующую коммунальную услугу, определенную исходя из норматива потребления коммунальной услуги и тарифа, действующего на день выявления нарушения, в случаях: а) потребления коммунальных услуг с нарушением установленного договором порядка учета коммунальных ресурсов со стороны собственника или пользующимися его помещением в многоквартирном доме лицами, выразившимся во вмешательстве в работу соответствующего общего (квартирного) или индивидуального прибора учета, а также распределителей; в) при иных действиях собственника или пользующихся его помещением в многоквартирном доме лицами, в результате которых искажаются показания указанных приборов учета и распределителей.

Согласно п.п. «В» п.80 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам») исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам.

Пунктом 34 указанных Правил также предусмотрено, что в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно.

Таким образом, п.5.4 и 5.5 не соответствуют п. 34 и п.80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, так как наложение штрафных санкций ими не предусмотрено.

В соответствии с п.5.7 договора, «управляющая организация не отвечает за ущерб, который возникает для собственников из-за недостатка средств на содержание общего имущества в многоквартирном доме и (или) ремонт общего имущества многоквартирного дома».

Пунктом 76 Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Кроме того, пунктом 49 указанных правил приведен исчерпывающий перечень обязанностей исполнителя.

В соответствии с пунктом 7.2 договора - «претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником или иным пользователем в течение двух недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока Управляющая организация не рассматривает» – данный пункт приводит к нарушению прав потребителей и не соответствует нормам Гражданского права и Закону «О защите прав потребителей».

Согласно ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.

В соответствии со ст.782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ч.1). Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (ч.2).

Согласно ст.1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Статьей 13 Закона «О защите прав потребителя» также установлено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ч.1). Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (ч.4). Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги) (ч.5 ст.14 Закона).

Таким образом, пунктом 8.2 договора, согласно которому «если обстоятельства непреодолимой силы действуют в течение более двух месяцев любая из сторон вправе отказаться от дальнейшего выполнения обязательств по договору, причем ни одна из сторон не может требовать от другой возмещения возможных убытков» не соответствует действующему законодательству и приводит к нарушению прав и обязанностей как потребителя, так и лица предоставляющего услуги.

В соответствии со ст.422 ГК РФ условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что включение в договор пунктов 3.1.6, 3.1.11, 3.2.11, 5.4, 5.5, 5.7, 7.2, 8.2 ущемляют права потребителей в связи с чем действия Управляющей компании по включению указанных пунктов в договор следует признать неправомерными.

Кроме того, как следует из представленных документов, договор на управление многоквартирным домом ... по ул.... г.Сыктывкара не содержит перечня коммунальных услуг, которые предоставляются потребителям.

Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме (ч.2). В договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (ч.3).

Принимая во внимание указанные нормы, на Управляющую Компанию подлежит возложению обязанность по утверждению перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ... по ул.... г.Сыктывкара в виде приложения к договору

Удовлетворяя требования истца, в силу ст.46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на ответчика при вынесении настоящего судебного акта следует возложить обязанность довести в месячный срок через средства массовой информации до сведения потребителей настоящее решение суда.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК – удовлетворить.

Признать неправомерными действия ООО УК « Жил Вест» по включению в договор управления многоквартирным домом ... по ул. ... г.Сыктывкара пунктов 3.1.11, 3.1.6., 3.2.11, 5.4., 5.7.,7.2.,8.2, п.п.«а» и «в» п.5.5.

Обязать ООО УК « Жил Вест» исключить из договора управления многоквартирным домом ... по ул. ... г.Сыктывкара пункты 3.1.11, 3.1.6., 3.2.11, 5.4., 5.7.,7.2.,8.2, п.п.«а» и «в» п.5.5., как условия, ущемляющие права потребителей.

Обязать ООО УК « Жил Вест» в виде обязательного приложения к договору управления многоквартирным домом ... по ул. ... г.Сыктывкара утвердить перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ... по ул.... г.Сыктывкара

Обязать ООО УК « Жил Вест» довести в месячный срок через средства массовой информации до сведения потребителей настоящее решение суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированной части. Дата изготовления мотивированного решения- 15.07.2011 года.

Судья - Ю.А. Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200