О признании отказа незаконным



гр. дело № 2-4559\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Бушеневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахниной С.Н. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК об оспаривании отказа, обязании выдать государственный жилищный сертификат на 2011 год;

у с т а н о в и л :

Вахнина С.Н. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат на 2011 год на состав семьи 4 человека.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Вахнин А.А., Вахнина Н.А., Вахнина М.А., АМОГО « Воркута».

Истица, третьи лица просила о рассмотрении дела в их отсутствие. В судебном заседании представитель Вахниной С.Н. на иске настаивал, поясняя, что истица получила в дар от своих родителей 1\2 долю квартиры в г.... При этом она не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий, принимая во внимание площадь 1\2 доли и состав семьи. Кроме того, данное жилое помещение в 2010г. подарено истицей своей сестре. В связи с этим, АМО ГО « Воркута» она восстановлена в очереди на получение ГЖС. Следовательно, оснований к отказу ответчика в его выдаче не имелось.

Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве по иску, указывая также, что с момента приобретения доли жилого помещения в г... истица к категории лиц « не имеющие жилья в других регионах» относиться перестала, о наличии жилого помещения в своей собственности также не сообщила. При выявлении этого факта правомерно была снята с учета на переселение АМОГО « Воркута». Восстановление ее в очереди после отчуждения жилого помещения в пользу сестры с даты первоначальной подачи заявления, напротив, произведено неправомерно.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, а также Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение соответствующих субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидий на эти цели.

Статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения.

Истица имеет необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера, проживает совместно с супругом и двумя детьми по адресу: г. Воркута, ул. ..., д.... кв...., с регистрационного учета по месту жительства с 25.01.1997г. не снималась, квартира входит в состав муниципального жилого фонда.

Как свидетельствуют материалы дела, истица была включена Администрацией МО ГО «Воркута» в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат), в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 16.05.1997г.

Вахнина С.Н. обратилась в АМОГО « Воркута» с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

19.07.2007г. по договору дарения жилое помещение, расположенное по адресу: Белгородская область, г...., ул...., д.... кв...., общей площадью 47,2 кв.м., принадлежащее Н.Н., Л.С., было передано ими в собственность О.Н. и Вахниной С.Н. в долях по 1\2 в праве каждой, соответственно. Согласно п.4 Договора, Одаряемые в дар от Дарителей указанные доли в праве на квартиру приняли. Договор подписан как Дарителями, так и Одаряемыми.

22.08.2007г. истицей произведена государственная регистрация возникшего права собственности на указанный объект в ЕГРП.

09.03.2010г. Вахнина С.Н. обратилась в АМОГО « Воркута» с заявлением о выборе региона вселения и предоставлении ГЖС для приобретения жилья на территории Московской области, при этом каких- либо данных о наличии в ее собственности жилья за пределами районов Крайнего Севера, не сообщила.

После проведенной проверки, Постановлением Главы МОГО «Воркута» был утвержден Протокол комиссии по жилищным вопросам , согласно которому рекомендовано снять истицу с учета на переселение, ввиду наличия жилья в другом регионе РФ.

После снятия с учета, 27.11.2010г. истицей был заключен договор дарения принадлежащей ей 1\2 доли в праве на жилое помещение по адресу: Белгородская область, г...., ул...., д.... кв...., в пользу О.Н. Государственная регистрация сделки произведена 06.12.2010г.

14.12.2010г. Вахнина С.Н., представив указанный договор, обратилась в АМОГО « Воркута» с заявлением о восстановлении ее в очереди нуждающихся на переселение с даты постановки на учет. Постановлением Главы МОГО «Воркута» был утвержден Протокол комиссии по жилищным вопросам , согласно которому истица восстановлена в списках на переселение из районов Крайнего Севера с даты 16.05.1997г.

Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК Вахниной С.Н. отказано в выдаче сертификата с указанием о том, что с учета она была снята правомерно, с учетом наличия у нее жилья за пределами РКС. Вновь возникшее право может быть реализовано путем включения в очередь новой датой обращения.

Оценивая перечисленные обстоятельства применительно к нормам материального права, суд приходит к следующему выводу.

В части 1 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, на учете по месту жительства.

Истица на постоянное место жительства в г.... из районов Крайнего Севера не выезжала, в принадлежавшей ей квартире не регистрировалась, соответственно, не имела никакой реальной возможности инициировать процедуру признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий местными органами власти Белгородской области, доводы ответчика об этом несостоятельны. Размер жилого помещения, расположенного в г.Воркуте для решения данного вопроса значения также не имеет. Размер общей площади доли 1\2 жилого помещения, собственником которого являлась истица в период времени с 22.08.07г. по 06.12.10г. ( 23,6 кв.м.) с учетом состава семьи ( 4 человека) и учетной нормы по Белгородской области ( 14 кв.м. на человека), также свидетельствует о том, что истица не утратила имевшейся нуждаемости в улучшении жилищных условий в момент приобретения квартиры в г. ... и сохраняла в наличии все условия для предоставления ей ГЖС в соответствии с требованиями ч.1 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, как лицо, хотя и имеющее жилье в других регионах Российской Федерации, но нуждающееся в его улучшении и не получавшее субсидии на эти цели.

При наличии жилья граждане для реализации имеющегося у них права на получение жилищной субсидии должны совершить действия, прописанные в статье 6 упомянутого Федерального закона, согласно которой условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат (часть 1). Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи (часть 2). Гражданам, продавшим жилье, принадлежащее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи (часть 4).

Из анализа приведенных норм закона в их взаимосвязи следует, что жилищные субсидии предоставляются не всем гражданам, относящимся к указанной категории, а только тем, которые не имеют жилья в других районах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, выдача государственного жилищного сертификата обусловлена обязанностью граждан, имеющих в собственности жилье, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, передать принадлежащее им жилое помещение органу государственной власти или органу местного самоуправления.

В этих нормах закона отсутствует указание на то, что правило об отчуждении по договору мены жилого помещения распространяется только на те находящиеся в собственности граждан жилые помещения, которые расположены в районах Крайнего Севера. Напротив, из их содержания следует, что имеются в виду жилые помещения, принадлежащие гражданам на период получения ими государственного жилищного сертификата, независимо от того, в каких регионах Российской Федерации находится данное жилье.

Таким образом, праву истицы на получение ГЖС в указанный период корреспондировала обязанность сдачи имеющегося в собственности жилья в других регионах РФ, либо выплате его стоимости в случае возмездного отчуждения его в собственность иных лиц. Вахнина С.Н. при подаче заявлений и обращении в МОГО « Воркута» в период времени с 22.08.07г. по 06.12.10г. не сообщила сведений о наличии жилого помещения в собственности. Ее доводы о том, что о получении объекта недвижимости в дар она не знала, опровергаются условиями, содержащимися в тексте договора дарения , подписанного ею собственноручно. В последующем, истица предприняла действия по отчуждению указанного имущества из своей собственности по безвозмездной сделке, т.е. исключила возможность исполнения своих встречных обязательств по отношению к государству как в натуре ( передача имущества) так и в денежном выражении ( путем выплаты стоимости).

П.3 ст.10 ГК РФ определено, что закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Согласно п.21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв.Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, ред. от 07.11.2008) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае, в числе прочих:

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);

е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;

Принимая во внимание действия Вахниной С.Н. по распоряжению принадлежащим ей жилым помещением по адресу: ..., г...., ул...., д.... кв...., суд не находит оснований для признания действий ответчика неправомерными и удовлетворения заявленного иска по- существу.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных исковых требований Вахниной С.Н. – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения.

Судья - Ю.А.Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200