Дело № 2- 5209/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд РК В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н. при секретаре Дуркиной Г.А., с участием прокурора Загидулиной Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по исковому заявлению Казамель Е.Н к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства протокол от 8 февраля 2011 года, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, УСТАНОВИЛ: Казамель Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (Комистат) о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства протокол от 8 февраля 2011 года, признании незаконным приказа об увольнении ... восстановлении на работе с ** ** **. В обоснование иска указала, что ответчиком нарушены требования ст. ст. 48, 31 п. 7 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при проведении внеочередной аттестации. В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивает в полном объеме, указав, что доказательств преимущественного права на оставлении на работе Н.М. ответчиком не представлено, при проведении процедуры сокращения штата не учтено семейное положение истицы, которая осуществляет уход за матерью инвалидом ... группы. Представитель истицы указал, что факт действительного сокращения должности, которую замещала истица, при рассмотрении дела подтвержден, имевшиеся у ответчика вакансии были предложены истице, вместе с тем процедура проведения аттестации, результаты которой положены в основу принятия решения об увольнении, нарушена, в связи с чем истица подлежит восстановлению на работе. Представители ответчика с исковыми требованиями не согласны по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просят суд в иске отказать. Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Казамель Е.Н. не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. Казамель Е.Н. принята в Госкомстат РК на должность специалиста 1 категории. В соответствии с дополнительным соглашением, заключенным истицей и представителем нанимателя в лице ..., с ** ** ** Казамель Е.Н. исполняет должностные обязанности по должности специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдения в ... районе. Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Согласно п. 11.6 Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми руководитель территориального органа утверждает по согласованию с Росстатом структуру территориального органа, штатное расписание территориального органа в пределах установленных Росстатом численности и фонда оплаты труда. Приказом Росстата ... утверждена предельная численность государственных гражданских служащих и работников территориальных органов Росстата. Комистату установлена предельная численность государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в количестве ... единиц. В соответствии с приказом Комистата ... предельная численность сокращена на ... единиц, в том числе сокращена 1 штатная единица специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статистических наблюдений в ... районе. Приказом Комистат ... утверждено с ** ** ** штатное расписание государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Приказом ... истица уволена в связи с сокращением должности гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата должна быть соблюдена определенная действующим законодательством процедура: сообщение о предстоящем увольнении за два месяца, предоставление гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе, информирование о предстоящем сокращении штата выборного профсоюзного органа. В материалы дела представлены штатное расписание Комистата в котором отсутствует должность, замещаемая истицей. Исходя из штатного расписания в отделе организации сбора данных статистических наблюдений ... района имелись две должности специалист – эксперт, которые замещали Казамель Е.Н. и Н.М. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение признается правомерным при условии, что сокращение должности государственной гражданской службы в действительности имело место. При рассмотрении дела установлено, что на день увольнения должность специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдения с. ... сокращена, следовательно, основания для увольнения работника, замещающего данную должность, у работодателя имелись. Согласно ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Статьей 48 Закона определено, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее указанного срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе. Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Закон о гражданской службе устанавливает возможность проведения в течение двухмесячного срока внеочередной аттестации гражданских служащих для выявления наиболее способных работников. Вместе с тем проведение аттестации не рассматривается как обязанность представителя нанимателя. В данном случае, аттестация не проводилась, приказом Комистата была создана комиссия по выполнению приказа Росстата ... «Об оптимизации численности государственных гражданских служащих и работников территориальных органов Федеральной службы государственной статистики», которой поручено изучить в отношении сотрудников, замещающих выведенные за штат должности, их квалификацию, уровень профессионального образования, продолжительность стажа службы или работы по специальности, результаты их профессиональной деятельности, иные основания признания преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей. Комиссии для принятия решения об определении кандидатов на увольнение из числа государственных гражданских служащих представлены отзывы непосредственных руководителей, показатели эффективности и результативности, результаты предыдущих аттестаций, сведения о стаже службы и семейном положении. Исходя из отзыва ... отдела организации сбора данных статнаблюдений О.И., Казамель Е.Н. допускаются случаи некачественного предоставления отчетности, игнорируются распоряжения руководителя подразделения, определен показатель эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности Казамель Е.Н. – 3,7. Исходя из отзывов об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) федерального государственного гражданского служащего Казамель Е.Н. определен коэффициент эффективности и результативности 4,15, Показатель эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности Н.М. – 4,5, в – 4.55. При принятии решения комиссией изучены представленные отчеты Казамель Е.Н. и Н.М. о профессиональной служебной деятельности . Истица за период работы награждалась , ведомственными знаками, ей объявлена благодарность, Н.М. также неоднократно была награждена нагрудными знаками, поощрялась денежными премиями, занесена в Книгу почета Комистата. Из протокола заседания комиссии по оценке профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и определения их преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей от 8 февраля 2011 года следует, что Н.М. имеет высшее непрофильное образование, несовершеннолетних детей и иждивенцев не имеет, стаж работы в органах статистики 16 лет, имеет высокий коэффициент эффективности и результативности, с должностными обязанностями справляется, обладает организаторскими способностями, инициативна, в период временного отсутствия исполняет обязанности руководителя подразделения, Казамель Е.Н. имеет высшее экономическое образование, несовершеннолетних детей и иждивенцев нет, стаж работы в органах статистики 08 лет, имели место некачественные представления статистической отчетности, уменьшен размер премии по итогам рассмотрения рекламации, игнорируются рекомендации и распоряжения руководителя подразделения, имели место нарушения трудовой дисциплины. Комиссия приняла решение о преимущественном праве оставления на государственной гражданской службе Н.М. В судебном заседании свидетель Н.Н. показала, что работает в должности ведущего специалиста – эксперта отдела организации и сбора данных статнаблюдения в ... районе, занимает по отношению к истице вышестоящую должность. В отношении Казамель Е.Н. пояснила, что истица была депремирована за имеющиеся рекламации, указала на некорректность поведения Казамель Е.Н. по отношению к гражданам. Н.М., в свою очередь, характеризует как ответственного работника, ведущего все большие и сложные отчеты без рекламаций. Свидетель О.И. суду показала, что при решении вопроса о преимущественном праве оставления на государственной гражданской службе учитывались: производительность труда (полнота и качество отчетов), формы статистических наблюдений, которые обрабатывает специалист, их экономическая значимость, отчетная дисциплина и производственная дисциплина. Н.М. заполняет значимые формы, ее отчетность отличается качеством, отсутствием рекламаций. Казамель Е.Н. поручались формы с обработкой отчетов малого бизнеса, от небольшого круга организаций. Положительно характеризует Н.М. ведущий специалист – эксперт Н.Н., в период отсутствия ведущего специалиста – эксперта Н.М. исполняла ее обязанности. Довод истицы в обоснование требований о том, что Н.М. достигла предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, судом не принимается, поскольку при рассмотрении дела установлено, что Н.М. имеет большую продолжительность стажа гражданской службы, более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. истица предупреждена о предстоящем увольнении, ей предложены вакантные должности специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдений в ... районе, ведущего экономиста внештатной службы по Всероссийской переписи населения, уборщика служебных помещений, предложено также принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей. истица отказалась от предложенных ей должностей. истице вновь предложены следующие вакансии: ведущий экономист внештатной службы по Всероссийской переписи населения, уборщик служебных помещений, экономист по проведению сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, от замещения которых Казамель Е.Н. отказалась. Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 ТК РФ. Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Из представленных в материалы дела документов следует, что Н.М. имеет большую продолжительность стажа гражданской службы, более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, комиссией при принятии решения о преимущественном праве оставления на государственной гражданской службе Н.М. были также учтены опыт и знание специфики работы, личностные качества данного работника. В связи этим ссылку истицы на нормы ст. 179 ТК РФ суд признает несостоятельной. Анализом штатного расписания на период с ** ** ** и на период с ** ** ** подтверждено, что истице предложены имеющиеся вакантные должности, в связи с отказом от предложенной должности специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдений в ... районе, ответчик упразднил данную должность, ввел должность заместителя начальника отдела статистики цен и финансов, которая подлежит замещению по конкурсу. Иные вакансии у работодателя отсутствовали. При этом в штатных расписаниях имелись должности ведущих специалистов – экспертов, начальника отдела статистики населения и здравоохранения, заместителя начальника отдела статистики цен и финансов, финансово – экономического отдела, которые подлежали замещению по конкурсу. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе. Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 определен порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Согласно пункту 1 Положения конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса (пункт 5 Положения). Проведению конкурса также соответствует определенная процедура. Гражданский служащий не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, для поступления на гражданскую службу и ее прохождения (пункт 10 Положения). Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения). Исходя из анализа действующего законодательства, следует, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя в письменной форме информировал выборный профсоюзный орган о предстоящем сокращении должности государственной гражданкой службы, замещаемой истицей. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Анализируя все собранные и исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к выводу, что имело место фактическое сокращение штата, должность специалиста – эксперта отдела организации сбора данных статнаблюдения в ... районе исключена из штатного расписания Комистата, ответчиком соблюдены нормы законодательства, регулирующие порядок высвобождения служащих, представлены доказательства невозможности использования Казамель Е.Н. на службе. Следовательно, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства протокол от 8 февраля 2011 года, об отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Казамель Е.Н к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства протокол от 8 февраля 2011 года, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми. Председательствующий Г.Н. Маркова Председательствующий Г.Н. Маркова