Дело № 2-5637/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н. при секретаре Дуркиной Г.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 июля 2011 дело по заявлению Мезака Э.А. в интересах Мазура В.В. об обязании ГУФСИН России по Республике Коми обеспечить выплату пенсии по месту фактического проживания путем перевода соответствующих сумм через организацию федеральной почтовой связи, УСТАНОВИЛ: Мезак Э.А. обратился в суд в интересах Мазура В.В. с заявлением, в котором оспаривает бездействие ГУФСИН России по Республике Коми, которое выражается в уклонении Управления от перечисления пенсии заявителя на счет его жены Мазур Н.В., полномочия которой на получение пенсии удостоверены доверенностью, обязании Управление обеспечивать перечисление пенсии заявителя на счет его жены Мазур Н.В. вплоть до истечения срока действия доверенности или особого распоряжения заявителя. В обоснование заявления указал, что с мая 2005 года Мазур В.В. начисляется пенсия за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В августе 2010 года данная выплата была приостановлена в связи с закрытием счета, на который начислялась пенсия заявителя. Мазур В.В., как гражданину ..., был оформлен вид на жительство в РФ со сроком действия до 1 января 2006 года, на день обращения в суд с заявлением не оформлены документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие законность его нахождения на территории РФ, в связи с чем он не может открыть счет в ОАО «Сбербанк России», чтобы получать пенсию за выслугу лет. В ноябре 2010 года Мазур В.В. обратился в Коми ОСБ № 8617 ОАО «Сбербанк России» с заявлением о перечислении пенсии заявителя на счет его жены, полномочия которой на получение пенсии удостоверены доверенностью. Данное заявление банком оставлено без рассмотрения. 22 марта 2011 года обратился с заявлением в ГУФСИН России по Республике Коми с заявлением о перечислении пенсии заявителя на счет его жены. Ответом ГУФСИН России по Республике Коми истцу разъяснено, что выплата пенсии будет возобновлена при наличии сведений об открытом счете заявителя в банковском учреждении. ГУФСИН России по Республике Коми представило письменный отзыв, в которой указало, что правом на получение пенсии обладает гражданин, который является получателем пенсии, поскольку такое право связано в его личным субъективным правом. Перечисление пенсии на счет лицу, не являющемуся специальным субъектом пенсионных правоотношений, недопустимо. Право на получение пенсии женой заявителя может быть реализовано путем снятия сумму пенсии с зачисленных на счет получателя пенсии, а не путем зачисления на ее личный счет. В ходе рассмотрения дела Мазур В.В. представил уточнения заявления, в котором просит обязать ГУФСИН России по Республике Коми обеспечить выплату пенсии по месту жительства через Коми ОСБ № 8617 ОАО «Сбербанк России» путем перевода соответствующих сумм через организацию федеральной почтовой связи. ГУФСИН России по Республике Коми представило дополнительный письменный отзыв, в которой указало, что выплата пенсии через организации федеральной почтовой связи на основании заявления не может быть произведена ввиду отсутствия надлежащего подтверждения места жительства или пребывания на территории РФ, выданного в установленном порядке органом регистрационного учета. В судебном заседании заявитель и его представитель доводы поддержали. Представитель ГУФСИН России по Республике Коми требования не признал, поддержав доводы письменного возражения на иск. Представитель третьего лица ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения ОСБ № 8617 требования считает не подлежащими удовлетворению. Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела , суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Федеральный законодатель, реализуя соответствующие дискреционные полномочия и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан. Вместе с тем при осуществлении указанного правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, устанавливающей в том числе, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55, часть 3). Лицам, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты. В соответствии со ст. 56 ч. ч. 1 и 2 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации. Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей. Обязательность своевременного и полного перечисления необходимых для этого денежных средств требует конкретного и контролируемого механизма расходования бюджетных средств, который учитывал бы специфику регулирования пенсионного обеспечения соответствующих категорий граждан в процессе перечисления бюджетных средств, предназначенных для этих целей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года N 243-О-О). Исходя из этого общий порядок выплаты предусмотренных названным Законом пенсий, установленный его статьей 56, предполагает их выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (часть первая), а при переезде пенсионера - выплату и доставку пенсии по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (часть седьмая). Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Как установлено судом при рассмотрении дела, заявитель проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ** ** ** года. Мазур В.В. был выдан вид на жительство иностранного гражданина сроком до 1 января 2006 года. С 12 сентября 1992 года Мазур В.В. имеет регистрацию по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., фактически проживает по адресу: г. Сыктывкар, ..., ..., что подтверждается поквартирной карточкой, выставленными ООО ... счетами на оплату жилищно – коммунальных услуг. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. По буквальному смыслу положений статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации. Исходя из позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева", взаимосвязанные положения статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета. Впредь до внесения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с этим Законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, довод ГУФСИН России по Республике Коми о том, что положения статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" позволяют прекращать выплату пенсии в связи с отсутствием у пенсионера регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, судом во внимание не может быть принят. Как следует из материалов дела, Мазур В.В. назначена пенсия за выслугу лет с ** ** ** года. Отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации конституционного права заявителя на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии. При установленных в суде обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Мазур В.В. удовлетворить. Обязать ГУФСИН России по Республике Коми обеспечить выплату Мазур В.В. пенсии по месту его фактического проживания на основании личного заявления путем перевода соответствующих сумм через организацию федеральной почтовой связи. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Маркова Г.Н. Председательствующий Маркова Г.Н.