Дело № 2-2954/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской Республики Коми в составе председательствующего судьи Смолевой И.В. при секретаре Гут Е. Н., с участием истца Клочковой Т. И., представителей ответчиков Баклан Е. И., Паршуковой И. А., Плоскова С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 июня 2011 года гражданское дело по иску Клочковой Т.И к Министерству здравоохранения Республики Коми, МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» об отмене решения Республиканской аттестационной комиссии, обязанности подтвердить высшую квалификационную категорию, обязанности пересчитать заработную плату, взыскании компенсации морального вреда, обязанности утвердить перечень задаваемых вопросов при проведении аттестации и ознакомить с ним аттестуемых, У С Т А Н О В И Л: Клочкова Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к квалификационной аттестационной комиссии при Министерстве здравоохранения Республики Коми, МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» об отмене решения квалификационной комиссии, обязанности подтвердить высшую квалификационную категорию, обязанности пересчитать заработную плату, взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб., в обоснование которого указала, что квалификационной аттестационной комиссией при Министерстве здравоохранения Республики Коми ей была присвоена первая квалификационная категория по специальности «...». Считает решение незаконным, поскольку она имела право на подтверждение имеющейся у неё высшей квалификационной категории. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми; с согласия истца судом допущена замена ненадлежащего ответчика квалификационной аттестационной комиссии при Министерстве здравоохранения Республики Коми надлежащим Министерством здравоохранения Республики Коми. МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» представлен письменный отзыв на исковое заявление Клочковой Т.И., в котором указано по итогам аттестации аттестационная комиссия не подтвердила высшую квалификационную категорию Клочковой Т.И. и присвоила ей первую категорию. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме. Министерство здравоохранения Республики Коми в своём письменном отзыве указало, что состоялось собеседование Клочковой Т.И. с членами Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми, в ходе которого истице были заданы девять вопросов, из которых два ответа были полными, на 3 вопроса ответы были даны с помощью членов комиссии, на 4 вопроса были даны неверные ответы. На основании данных ответов путём обсуждения и голосования 11 членов Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми приняли решение о присвоении Клочковой Т.И. первой квалификационной категории. В судебном заседании Клочкова Т. И. поддержала исковые требования. Также предъявила требование об обязанности квалификационной комиссии при проведении экзамена (аттестации) утвердить перечень задаваемых вопросов и заблаговременно ознакомить с ним аттестуемых. Представитель МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» Плосков С. В. иск не признал, поддержав доводы письменного возражения. Представители Министерства здравоохранения РК Баклан Е. И., Паршукова И. А. также поддержали доводы письменного возражения, считают принятое в отношении истицы решение аттестационной комиссии законным. В отношении вновь предъявленного искового требования представители ответчиков указали на отсутствие законных оснований к утверждению перечня задаваемых аттестационной комиссией вопросов и ознакомления с ним аттестуемых. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как провозглашено в Конституции Российской Федерации, труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37). В ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-1, предусмотрено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки. Порядок получения медицинскими и фармацевтическими работниками квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями. Во исполнение ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года № 314 утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Названное Положение в соответствии с его пунктом 1.1 определяет порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Согласно п. 1.2 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей (п. 1.3 Положения). В силу п. 2.1 Положения специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист и отчет о работе за последние три года - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год - для работников со средним профессиональным образованием, утверждённый руководителем организации, в которой работает специалист. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой (п. 2.2 Положения). Как предусмотрено п. 3.1 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, в целях реализации права на получение квалификационной категории создаются: - Центральная аттестационная комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и её отделения - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; - аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации - органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации; - ведомственные аттестационные комиссии, ведомственные аттестационные комиссии в субъектах Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях - федеральными органами исполнительной власти и иными ведомствами по принадлежности. На основании пунктов 3.2, 3.3 Положения структура и состав аттестационной комиссии утверждаются органом, при котором она создана. Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, данным положением, распоряжениями органа, при котором она создана. В п. 3.4 Положения определены полномочия аттестационной комиссии, к каковым относятся: - определение порядка, процедур и методов работы комиссии; - привлечение независимых специалистов для дачи заключений на отчеты о работе; - рассмотрение представленных документов в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации); - принятие решений о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий; - дача рекомендаций по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста; - выдача удостоверения установленного образца и, при необходимости, выписки из приказа о получении квалификационной категории; - ведение делопроизводства. В силу п. 3.5 Положения оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов от числа присутствующих членов. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании. Согласно п. 3.6 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории, который доводится до сведения специалиста и руководителя учреждения здравоохранения. Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 06 февраля 2007 года № 2/30 было утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием Республики Коми. В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием Республики Коми квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим достаточный уровень теоретической подготовки и практических навыков, с учётом их соответствия квалификационным характеристикам специалистов и стажа работы по аттестуемой специальности. Пунктом 2.6 вышеназванного Положения предусмотрено, что при аттестации (переаттестации) на присвоение квалификационных категорий специалисту необходимо пройти переподготовку на циклах повышения квалификации по аттестуемой специальности один раз в пять лет в учебных заведениях дополнительного профессионального образования, имеющих государственную лицензию на образовательную деятельность. Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в отделения Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой категории и документы: - аттестационный лист; - отчет о работе за последний год работы, оформленный согласно предъявляемым требованиям и соответственно рекомендациям Ассоциации медицинских сестер России, утвержденный руководителем службы среднего медперсонала, руководителем учреждения; - характеристика на специалиста, заверенная подписью руководителя учреждения (п. 2.7 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием Республики Коми). На основании п. 2.9 Положения аттестация на высшую квалификационную категорию проводится Республиканской аттестационной комиссией Министерства здравоохранения Республики Коми. Пунктом 2.11 Положения предусмотрено, что при переаттестации специалистов, имеющих квалификационные категории, Республиканская аттестационная комиссия Министерства здравоохранения Республики Коми, а также отделения Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми принимают решение о подтверждении категории, присвоении более высокой, снижении категории или ее снятии. Профессиональная компетентность и квалификация специалиста определяется по результатам квалификационного экзамена, проводимого в несколько этапов (п. 2.13 Положения). В силу п. 3.1 Положения аттестация на получение квалификационной категории в Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми, отделениях Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми представляет экспертную оценку профессиональных навыков специалистов требованиям к уровню квалификации. Пунктом 3.2 Положения предусмотрены этапы оценки: 1 этап - подготовительный: - подготовка специалистом необходимых документов, заверяемых в установленном порядке; - анализ деятельности и подготовка отчета за последний год работы; - визирование отчета у руководителя и рекомендация руководителя (главной медицинской сестры ЛПУ). 2 этап - экспертная оценка уровня профессиональных знаний и навыков, их соответствия определенным квалификационным категориям: - рецензирование отчета; - засчитывание результатов тестирования по окончании курсов повышения квалификации, заверенные документально отделениями усовершенствования средних медицинских образовательных учреждений Республики Коми; - отработка практических навыков на муляжах. 3 этап - собеседование с членами аттестационной комиссии. 4 этап - заключение о соответствии профессиональной подготовки и знаний определенной квалификационной категории. В соответствии с п. 4.3 Положения при Министерстве здравоохранения Республики Коми создается Республиканская аттестационная комиссия, которая осуществляет свою работу в соответствии с Положением о Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми. Структура и состав Республиканской аттестационной комиссии утверждаются руководителем органа, при котором она создана. В состав Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми включаются представители органов управления здравоохранением, а также главные и старшие медицинские сестры с высшим сестринским образованием, имеющие высшую или первую квалификационные категории, и главные и старшие медицинские сестры с базовым и повышенным уровнем образования, с высшей или первой квалификационной категорией, представители профсоюзных органов, профессиональных медицинских и фармацевтических общественных организаций (ассоциаций), специалистов лечебно-профилактических и аптечных учреждений (п. 4.4 Положения). Как предусмотрено п. 1.1 Положения о Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми по аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на квалификационную категорию, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 06 февраля 2007 года № 2/30, указанная комиссия создаётся Министерством здравоохранения Республики Коми и является экспертным органом в системе здравоохранения Республики Коми по оценке профессиональной подготовки и деловых качеств специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. К основным задачам Республиканской аттестационной комиссии относятся: - создание единой системы оценки качества профессиональной подготовки и профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (п. 2.1 Положения); - организационно-методическое обеспечение и координация деятельности аттестационных комиссий (п. 2.2 Положения; - разработка и осуществление процедур и методов оценки уровня профессиональной подготовки, профессиональных и деловых качеств специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (п. 2.3 Положения); - аттестация специалистов учреждений здравоохранения со средним профессиональным образованием (п. 2.4 Положения); - урегулирование спорных вопросов, возникающих в процессе получения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием квалификационных категорий (п. 2.5 Положения). Как установлено материалами дела, Клочкова Т.И. работает ... МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи». Согласно удостоверению ..., выданному Управлением здравоохранения администрации МО «Город Сыктывкар», Клочкова Т.И. проходила аттестацию в аттестационной комиссии при Сыктывкарском горздравотделе, и приказом по Сыктывкарскому горздравотделу ... Клочковй Т.И. подтверждена высшая квалификационная категория по специальности «...». Клочкова Т.И. обратилась к председателю отделения Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми при Управлении здравоохранения администрации МО ГО «Сыктывкар» И.Ю. с заявлением о подтверждении высшей квалификационной категории по специальности «...». К заявлению Клочковой Т.И. были представлены отчёт и анализ о проделанной работе согласно предъявляемым требованиям и рекомендациям Ассоциации медицинских сестёр России, согласованные главным фельдшером МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» Г.В. и утверждённые главным врачом МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» А.В., рецензия на аттестационную работу ... МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи», протокол квалификационного экзамена по циклу усовершенствования «...». состоялось заседание Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми по аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на квалификационную категорию, решением которой ... МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» Клочковой Т.И. была присвоена первая квалификационная категория по специальности «...». Как следует из содержания протокола заседания Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми по аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на квалификационную категорию ... (о подтверждении высшей квалификационной категории по специальности «...»), с Клочковой Т.И. было проведено собеседование, в ходе которого последней было задано 9 вопросов. Судом с целью разрешения вопроса о том, относились ли заданные Республиканской аттестационной комиссией Клочковой Т.И. вопросы к предмету специальности «...», квалификации аттестуемого работника, какие ответы должны были быть даны на поставленные вопросы, по делу была назначена экспертиза. Согласно выводам экспертного заключения , при заслушивании вопроса о подтверждении высшей квалификационной категории Клочковой Т.И. были заданы следующие вопросы: - Как вы повышаете свой профессиональный уровень, какую медицинскую литературу читаете? (На поставленный вопрос был дан полный ответ с наводящими вопросами членов аттестационной комиссии). - Вызов, острые боли в животе, верхний отдел, что можно подозревать, что нужно спросить у пациента? Нормальная кардиограмма. (На поставленный вопрос дан полный ответ). - Что такое эклампсия, доврачебная помощь? (Ответ дан с помощью членов комиссии). - Дайте понятие этика и деонтология, как вы понимаете? (Ответ полный с наводящими вопросами членов комиссии). - Вызов, в течение 5 дней болен, жалуется на боли в груди, какие симптомы позволяют Вам отличить тромбоэмболию от ОКС? (Ответ неверный). - Кто такая Флоренс Найтингейл? (Не знает). - Почему морфий является препаратом выбора при ОКС? (Ответ неверный). - Какая новая технология введена при сосудистой терапии, условия? (Ответ полный). - Перечислите нормативные документы при работе с НС и ПВ. (Не знает). Из заключения эксперта следует, что задаваемые Клочковой Т.И вопросы относились к вопросам на квалификационную категорию по специальности «...», к высшей квалификационной категории и к должностным обязанностям Клочковой Т.И., за исключением вопроса «Кто такая Флоренс Найтингел?». Оснований поставить под сомнение указанный вывод экспертного заключения у суда не имеется. Экспертное исследование проведено специалистом, имеющим необходимые познания в исследуемой области, эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Таким образом, доводы истицы о том, что не все задаваемые ей вопросы относились к вопросам, на основании которых проводится проверка квалификации работника, являются обоснованными. Состав Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми по аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на квалификационную категорию утверждён Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми .... В комиссию входят: председатель И.Ю., секретарь О.Д., члены комиссии Н.В., З.К., Л.М., Н.А., Г.А., Е.Н., Л.И., И.А., Т.И., Т.А., Е.С., Е.А., В.Н., В.М., В.М., Н.А. (всего – 18 человек). На заседании комиссии, согласно протоколу ..., присутствовали: секретарь О.Д., члены комиссии Н.В., З.К., Н.А., Г.А., Л.И., И.А., Т.А., Е.С., В.Н., В.М., В.М., Н.А., всего 13 человек. За подтверждение высшей квалификационной категории Клочковой Т. И. голосовали, согласно протоколу, 11 человек: за – 3, против – 4, воздержались – 4. За присвоение 1 квалификационной категории Клочковой Т. И. голосовали, согласно протоколу, 13 человек: 1 воздержался, против – 1, за – 11. Голосование за подтверждение Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории произведено аттестационной комиссией в количестве 11 человек, что составляет менее двух третей от утверждённого состава комиссии. Таким образом, Республиканская аттестационная комиссия Министерства здравоохранения РК нарушила порядок принятия решения, определённый п. 3.6 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года № 314, ввиду чего решение об отказе в подтверждении Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории не может быть признано законным. В ходе судебного заседания по рассматриваемому делу не представилось возможным установить действительный порядок голосования членов комиссии за подтверждение Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории и их волю к принятию решения. Свидетель О. Д., являющаяся секретарём комиссии, показала суду, что при голосовании за подтверждение Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории двое членов комиссии выходили из зала заседания, в частности, по данной причине не принимал участие в голосовании В. М. Между тем, более ни один из допрошенных свидетелей не указал на данное обстоятельство. Трое из членов аттестационной комиссии ( В. Н., В. М., Т. А.) показали суду, что комиссия голосовала только один раз – за присвоение Клочковой Т. И. первой квалификационной категории, что противоречит протоколу заседания комиссии. Допрошенные судом свидетели показали, что они голосовали против присвоения Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории, тогда как в протоколе указано на троих проголосовавших за присвоение Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории. Поскольку незаконное решение об отказе в подтверждении Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории явилось основанием к дальнейшему принятию Республиканской аттестационной комиссией решения о присвоении Клочковой Т. И. первой квалификационной категории, такое решение также является незаконным. Все допрошенные судом свидетели, кроме Е. С., И. А., З. К., показали, что решение о присвоении Клочковой Т. И. первой квалификационной категории было принято ими только на основании данных ею ответов на вопросы членов комиссии. В то же время, п. 2.13 Положения предусматривает при определении квалификации специалиста необходимость учёта результатов всех этапов оценки квалификационного экзамена, что свидетельствует о неполноте проведённой комиссией экспертной оценки профессиональных навыков Клочковой Т. И. То обстоятельство, что один из заданных Клочковой Т. И. вопросов не имел отношения к подтверждению квалификации работника, учёт комиссией отсутствия у Клочковой Т. И. ответа на него свидетельствует о недостоверности выводов аттестационной комиссии. Следует особо отметить, что в силу приведённых выше положений нормативных правовых актов Республиканская аттестационная комиссия была правомочна решить вопрос о снижении имеющейся категории или её снятии, но не о присвоении первой квалификационной категории, что входит в компетенцию нижестоящих аттестационных комиссий. Таким образом, решение Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми по аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием об отказе в подтверждении Клочковой Т. И. высшей квалификационной категории и присвоении ей первой квалификационной категории подлежит отмене. Как следует из содержания п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утверждённого Указом Главы Республики Коми от 17 сентября 2009 года № 106, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, а также координирующим деятельность в этих направлениях иных органов исполнительной власти Республики Коми. Деятельность созданной в соответствии с п. 3.1 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации Министерством здравоохранения Республики Коми аттестационной комиссии направлена на осуществление функций и задач органа исполнительной власти Республики Коми. Исходя из установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в деятельность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и определять содержание издаваемых им актов, вносить в эти акты изменения и дополнения, когда соответствующее решение отменяется ввиду нарушения процедуры его принятия, учитывая также, что подтверждение квалификационной категории отнесено в силу закона к исключительной компетенции соответствующей аттестационной комиссии. Таким образом, суд не вправе возложить на Республиканскую аттестационную комиссию обязанность подтвердить высшую квалификационную категорию Клочковой Т. И. При отмене решения аттестационной комиссии в отношении истицы вопрос о подтверждении высшей квалификационной категории должен быть рассмотрен вновь на основании заявления Клочковой Т. И. Требование Клочковой Т. И. об обязанности Республиканской аттестационной комиссии утвердить перечень задаваемых вопросов при проведении аттестации и ознакомить с ним аттестуемых удовлетворению не подлежит, поскольку 3-й этап аттестации на получение квалификационной категории определён законом в виде собеседования с членами аттестационной комиссии, не предусматривающего возможность проведения экзамена, при котором производятся разработка и утверждение перечня вопросов к аттестуемым. В соответствии с п. 6 приказа МУЗ «СССМП» ... «...» в связи с присвоением Клочковой Т. И. первой квалификационной категории утверждён должностной оклад истицы в размере ... руб. Ввиду того, что решение о присвоении Клочковой Т. И. первой квалификационной категории признано судом незаконным, следует возложить на МУЗ «СССМП» обязанность произвести перерасчёт заработной платы Клочковой Т. И. и выплатить ей недоплаченную заработную плату исходя из размера должностного оклада по ранее присвоенной ей высшей квалификационной категории. Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Незаконное решение Республиканской аттестационной комиссии не нарушило неимущественных прав истицы или других нематериальных благ, а повлекло нарушение имущественного права Клочковой Т. И. на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, предусмотренного ст. 2 Трудового кодекса РФ. Статьёй 237 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодателем возмещается моральный вред, причинённый работнику его неправомерными действиями или бездействием. Поскольку Министерство здравоохранения Республики Коми не является стороной трудовых отношений с Клочковой Т. И., у суда не имеется законных оснований для возложения на данного ответчика обязанности компенсировать моральный вред. В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Невыплата Клочковой Т. И. своевременно и в полном объёме заработной платы являлась неправомерной и, безусловно, доставляла истице нравственные страдания. Таким образом, с МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» в пользу Клочковой Т. И. подлежит взысканию компенсация морального вреда. С учётом обстоятельств дела, степени доставленных истице нравственных страданий, выражающихся в обиде, чувстве несправедливости, связанных с необходимостью защиты нарушенных прав и законных интересов, суд считает необходимым взыскать в пользу Клочковой Т. И. компенсацию морального вреда в размере ... руб. То обстоятельство, что уменьшение МУЗ «СССМП» размера заработной платы Клочковой Т. И. было связано с решением, принятым Республиканской аттестационной комиссией, не влечёт за собой отказ в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда и не влияет на характер рассматриваемых судом исковых требований. Ввиду того, что Клочкова Т. И. и Министерство здравоохранения РК в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, с МУЗ «СССМП» подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере ... руб. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Удовлетворить частично исковое заявление Клочковой Т.И к Министерству здравоохранения Республики Коми, МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» об отмене решения Республиканской аттестационной комиссии, обязанности подтвердить высшую квалификационную категорию, обязанности пересчитать заработную плату, взыскании компенсации морального вреда, обязанности утвердить перечень задаваемых вопросов при проведении аттестации и ознакомить с ним аттестуемых. Отменить решение Республиканской аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми по аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на квалификационную категорию об отказе Клочковой Т.И в подтверждении высшей квалификационной категории и присвоении первой квалификационной категории. Обязать МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» произвести Клочковой Т.И перерасчёт заработной платы исходя из размера должностного оклада фельдшера выездной бригады Взыскать с МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» в пользу Клочковой Т.И компенсацию морального вреда в размере ... руб. Отказать Клочковой Т.И в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Коми, МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» об обязанности подтвердить высшую квалификационную категорию, обязанности утвердить перечень задаваемых вопросов при проведении аттестации и ознакомить с ним аттестуемых, к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда. Взыскать с МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» государственную пошлину в доход бюджета в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия. Председательствующий И.В. Смолева