Дело № 2-6084/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смолевой И.В. при секретаре Иевлевой Г.Б. с участием заявителя Мамедовой Г. Э. к., её представителя Ковалёвой Е. В., представителя заинтересованного лица Зверева Н. П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 20 июля 2011 года гражданское дело по заявлению Мамедовой Г.Э.к. об оспаривании решения УФМС России по Республике Коми об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, У С Т А Н О В И Л: Решением УФМС России по Республике Коми Мамедовой Г.Э.к. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Не согласившись с указанным решением, Мамедова Г.Э.к. обратилась в суд с заявлением, в котором просит обязать УФМС России по Республике Коми выдать ей разрешение на временное проживание. В обоснование своего заявления Мамедова Г.Э.к. указала, что желает проживать на территории Российской Федерации, поскольку здесь проживают её супруг и несовершеннолетний сын, являющиеся гражданами Российской Федерации. УФМС России по Республике Коми представлен письменный отзыв на заявление Мамедовой Г.Э.к., в котором указано, что Мамедова Г.Э.к при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание сообщила о себе заведомо ложные сведения, а именно указала, что не привлекалась к административной ответственности, в то время как 02 апреля 2011 года Мамедова Г.Э.к. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. В судебном заседании Мамедова Г. Э. к. поддержала доводы и требования заявления. Представитель УФМС России по РК Зверев Н. П. просил отказать в удовлетворении заявления. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Мамедова Г.Э.к., является гражданкой А. Мамедова Г.Э.к. обратилась в УФМС России по Республике Коми с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, мотивируя желанием проживать на территории Российской Федерации. Заключением инспектора ПВО УФМС России по Республике Коми Мамедовой Г.Э.к. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, следует, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В п. 1 ст. 2 названного Федерального закона дано определение понятия разрешения на временное проживание. Так, под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона предусмотрено, что без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в том числе: - состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; - имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание (п. 5 ст. 6 Федерального закона). Согласно подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения. В п. 18 заявления Мамедовой Г.Э.к. о выдаче разрешения на временное проживание последняя указала, что не привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, тем самым представив о себе территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заведомо ложные сведения. Так, Мамедова Г.Э.к. на основании постановления начальника ОУФМС России по Республике Коми в г. Сыктывкаре была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания), с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ... руб. Указанный административный штраф уплачен Мамедовой Г.Э.к., что подтверждается квитанцией . Сообщение иностранным гражданином о себе заведомо ложных сведений на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» является несомненным основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Между тем, разрешая данный спор, судом учитывается, что в силу конституционных положений иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, ввиду чего в Российской Федерации иностранным гражданам должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охрана здоровья, защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ст. 21, части 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации). Как установлено материалами дела, Мамедова Г.Э.к. состоит июля 2008 года в браке с гражданином Российской Федерации Г.А.о., что подтверждается свидетельством о заключении брака , выданным территориальным отделом записи актов гражданского состояния г. Сыктывкара. У супругов имеется один несовершеннолетний ребёнок И в г. Сыктывкаре, являющийся гражданином Российской Федерации. Отказ Мамедовой Г.Э.к. в выдаче разрешения на временное проживание безусловно затрагивает права как самой заявительницы, так и членов её семьи. Конвенция о правах ребенка возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (п. 1 ст. 9). В связи с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или въезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (п. 1 ст. 10). Вместе с тем Конвенция о правах ребенка допускает, что разлучение ребенка с родителями может быть следствием решения, принятого государством-участником, например, при высылке или депортации (п. 4 ст. 9). Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п. 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2). Высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ввиду того, что решения государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого п. 1 ст. 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности – соразмерной преследуемой цели. Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 года № 155-О, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Из вышеизложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании иностранного гражданина на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений. В рассматриваемой ситуации в ходе разбирательства по делу установлено, что Мамедова Г.Э.к. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание сообщила о себе заведомо ложные сведения. Однако, учитывая конституционные нормы и нормы международного права, гарантирующие приоритет интересов семьи, суд приходит к выводу, что Мамедова Г.Э.к. имеет право на проживание на территории Российской Федерации вместе со своей семьей: супругом и несовершеннолетним сыном. Таким образом, заявитель имеет право на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, вследствие чего решение УФМС России по Республике Коми об отказе Мамедовой Г.Э.к. в выдаче разрешения на временное проживание подлежит отмене. На УФМС России по Республике Коми подлежит возложению обязанность выдачи Мамедовой Г.Э.к. разрешения на временное проживание. В связи с удовлетворением заявления, поскольку в силу закона УФМС России по РК освобождено от уплаты государственной пошлины, Мамедовой Г. Э. к. подлежит возврату из бюджета уплаченная ею при подаче заявления государственная пошлина в размере ... руб. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отменить решение УФМС России по Республике Коми , которым Мамедовой Г.Э.к. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обязать УФМС России по Республике Коми выдать Мамедовой Г.Э.к. выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Возвратить Мамедовой Г.Э.к. из бюджета уплаченную в филиале ООО КБ «...» г. Сыктывкара на основании квитанции государственную пошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента принятия. Председательствующий И.В. Смолева