О прекращении нарушения санитарного законодательства



Дело № 2-4704/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Смирновой Н.И.

при секретаре Потаповой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

22 июля 2011 года дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к Государственному учреждению «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», Министерству здравоохранения Республики Коми о признании действий незаконными, обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание и дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по РК обратилось в суд с иском к ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», Министерству здравоохранения Республики Коми о признании незаконными действий ГУ «РВФД» в части нарушения санитарного законодательства, обязать ГУ «РВФД», Министерство здравоохранения РК прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание и дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации посредством : - проведения косметического ремонта в отделении лечебной физкультуры ( в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета ..., в кабинете инструкторов ...), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения ... и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа; - проведения ремонта вентиляционных систем: проточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и Вс -5, - оформления паспортов вентсистем ВС-1, Вс-4, Вс-6; - проведения контроля кратности воздухообмена в помещениях учреждения.

В обоснование требований истец указал, что Управлением были проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении ГУ «РВФД». По результатам проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РК было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства ... . Сроки исполнения указанного предписания определены с момента получения предписания и постоянно, . Предписание получено юридическим лицом и, в порядке, установленном законом, не обжаловано. Предписания было выполнено частично. По результатам проведенного внепланового контрольно-надзорного мероприятия в отношении ответчика ГУ «РВФД» Главным государственным санитарным врачом по РК было оформлено Дополнение к предписанию об устранении нарушений санитарного законодательства. Дополнение к предписанию ... получено ответчиком , и, в порядке, установленном законом не обжаловано. По ходатайству главного врача ГУ «РВФД» сроки выполнения некоторых пунктов предписания были пролонгированы . Согласно представленной ответчиком информации по выполнению предписанию и дополнения к предписанию, п. 1 предписания и п.п.1-3 дополнения к предписанию не выполнены в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства по делу истцом поданы уточнения к заявленным требованиям в части установления срока проведения работ

Определением судьи привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство финансов РК.

Ответчик в лице ГУ « Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» представило в суд мотивированное несогласие с требованиями истца ввиду отсутствия дополнительного финансирования и отсутствия денежных средств на выполнение работ, указанных в предписании.

В письменном отзыве на иск и дополнении к нему Министерство здравоохранения РК просят в удовлетворении требований Управление Роспотребнадзора по РК к Министерству отказать, поскольку бюджетное учреждение в лице ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» отвечает по своим обязательствам самостоятельно. Со стороны Министерства были приняты все необходимые меры по решению вопроса о дополнительном выделении средств республиканского бюджета по отрасли « здравоохранение» на выполнение мероприятий по устранению нарушений по предписанию Роспотребнадзора, однако дополнительные средства выделены не были.

В письменном отзыве третьего лица содержится заявление о том, что Министерство финансов РК не является участником правоотношений, связанных с устранением ГУ РК « Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» нарушений санитарного законодательства.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РК настаивает на удовлетворении исковых требований с учетом письменных уточнений.

Ответчик ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» наличие нарушений санитарного законодательства и обязанности их устранить не оспаривает, указав на отсутствие денежных средств, исковые требования признает полностью, в чем директор и представитель учреждения расписались в протоколе судебного заседания.

Ответчик Министерство здравоохранения Республики Коми поддерживает позицию диспансера об отсутствии денежных средств для устранения выявленных нарушений.

Представитель третьего лица Министерства финансов РК поддерживает доводы письменного отзыва.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми ... Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми были проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении ответчика ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер».

По результатам проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РК в отношении ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» было выдано предписание ... об устранении нарушений санитарного законодательства, состоящее из 15 пунктов, в том числе, пунктом 1 предписано провести косметический ремонт подлежащих помещений отделений лечебной физкультуры, спортивной медицины, физиотерапевтического кабинета, санитарных узлов, кладовых чистого и грязного белья, установлен срок для исполнения данного пункта . Главным государственным санитарным врачом по РК было оформлено Дополнение к предписанию ..., включающее 4 пункта, срок исполнения которых был определен .

На основании ходатайства ГУ «РВФД» срок для устранения выявленных нарушений по п. 1 предписания ... , по п.п. 1-3 дополнения к предписанию был пролонгирован Управлением Роспотребнадзора по РК. На основании ходатайства ГУ «РВФД» срок для устранения нарушений по п. 1 предписания № ... был установлен Управлением Роспотребнадзора по РК .

в Управление Роспотребнадзора от ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» поступила информация, в соответствии с которой, выявленные нарушения, частично устранены: косметический ремонт подлежащих помещений отделения лечебной физкультуры на стадии завершения (в кабинете ... проводятся ремонтные работы), остальные помещения отремонтированы, помещения отделения спортивной медицины отремонтированы, помещения физиотерапевтического кабинета отремонтированы частично, продолжение ремонтных работ запланировано , санитарные узлы, кроме санитарного узла 3 этажа, отремонтированы, кладовая чистого белья на стадии ремонтных работ; не проведена ревизия вытяжных систем с проверкой эффективности работы, так как не заменены вентиляторы, в связи с отсутствием финансирования, паспорта на вентсистемы оформлены, произведена маркировка систем и пультов включения, персонал ознакомлен с правилами эксплуатации под роспись; оформлены паспорта на приточные системы вентиляции, не проверена эффективность работы в виду частичного отсутствия коробов; произведена маркировка систем и пультов включения, персонал ознакомлен с правилами эксплуатации вентсистем; осуществляется контроль за работой вентиляционных систем, ежемесячно проводится техническое обслуживание вентиляционных систем ГУ МТО МЗ РК «...» согласно договора, для осуществления контроля кратности воздухообмена заключен договор с ООО «...».

Согласно Конституции Российской Федерации ( ст. ст. 41,42) гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Выполнение одного из основных направлений государственной политики в сфере здоровья, демографии и экологии является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Осуществление данных принципов нашли свое отражение в законодательных актах, которые предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний.

Так, в соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ оговорено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Как следует из материалов дела, ГУ « Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» создано в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РК ...

Согласно Устава учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, самостоятельный баланс, смету доходов и расходов, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, учредительных документов, ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», являясь юридическим лицом, бюджетным учреждением, обязано обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

При рассмотрении требований истца об обязании ГУ « Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» устранить выявленные нарушения обязательных требований санитарного законодательства РФ суд исходит из положений санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Так, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" с момента введения в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" утратили силу СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 06.06.2003 N 124.

Согласно пунктам 4.2, 4.3, 6.4, 6.5., 8.10, 6.36, 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.

В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (...). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими. Полы в вентиляционных камерах должны иметь непылеобразующее покрытие.

Здания ЛПО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением. Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Кратность воздухообмена определяется исходя из расчетов обеспечения заданной чистоты, температуры и относительной влажности воздуха. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается.

Нарушение ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» вышеуказанных санитарных требований подтверждается материалами проверки и иными письменными доказательствами, признается ответчиком.

Следовательно, исходя из признания ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» исковых требований, учитывая, что в силу статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, предъявленный к Государственному учреждению «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», иск Управления Роспотребнадзора по РК о признании незаконными действий учреждения в части нарушения санитарного законодательства, обязании прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание и дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации посредством : - проведения косметического ремонта в отделении лечебной физкультуры ( в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета ..., в кабинете инструкторов ...), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения ... и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа; - проведения ремонта вентиляционных систем: проточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и Вс -5, - оформления паспортов вентсистем ВС-1, Вс-4, Вс-6; - проведения контроля кратности воздухообмена в помещениях учреждения подлежит удовлетворению.

Суд считает подлежащим отклонению иск Управления Роспотребнадзора по РК к Министерству здравоохранения РК по следующим основаниям.

Согласно части 2 ст. 120 ГК РФ ( в редакции, действующей на момент возникших правоотношений) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Пунктом 1.5 Устава ГУ « Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» оговорено, что учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств в соответствии с действующим законодательством, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет его собственник.

Судом установлено, что ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» финансировалось из республиканского бюджета. Ежегодная смета расходов составлялась непосредственно учреждением, согласовывалась и утверждалась Министерством здравоохранения РК. Диспансером не представлены суду доказательства, свидетельствующие об обращении в Министерство с соответствующими письмами, заявками в указанный период.

Из материалов дела следует, что ходатайства от ГУ « Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» о выделении средств на выполнение работ по исполнению предписания истца поступили в Министерство здравоохранения РК т.е. после утверждения расходов бюджета по отраслям, в том числе « ...».

Отсюда суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для возложения субсидиарной ответственности по заявленным требованиям Управления Роспотребнадзора по РК на Министерство здравоохранения РК.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Государственного учреждения «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства, а именно в части непроведения косметического ремонта в отделении лечебной физкультуры (в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета ..., в кабинете инструкторов ...), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения ... и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа,; непроведении ремонта вентиляционных систем: приточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и ВС-5; не оформления паспортов вентсистем ВС-1, ВС-4, ВС-6; непроведении контроля кратности воздухообмена в помещениях учреждения.

Возложить на Государственное учреждение «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» обязанность провести косметический ремонт в отделении лечебной физкультуры (в раздевалке и помещении хранения спортинвентаря кабинета ..., в кабинете инструкторов ...), в физиотерапевтическом кабинете электротеплолечения ... и кабинете физиотерапевта, в санитарном узле 3 этажа; провести ремонт вентиляционных систем: приточной системы ПС-2, вытяжной системы ВС-3 и ВС-5; оформить паспорта вентсистем ВС-1, ВС-4, ВС-6; провести контроль кратности воздухообмена в помещениях учреждения.

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, исполнить предписание и дополнение к предписанию об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней.

Председательствующий

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200