Об обязании восстановить на работе, взыскании заработной платы



Дело № 2-2963/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.

с участием представителя ответчика Скирко М. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 июня 2011 года гражданское дело по иску Михайловского П.И к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми об обязанности восстановить на работе в качестве ... обязанности произвести перерасчёт заработной платы с ** ** ** по день восстановления на работе, взыскании компенсации морального вреда, причинённого неправомерным отстранением от работы и приобретением заболевания ...,

У С Т А Н О В И Л:

Михайловский П.И. обратился в суд с исковым заявлением к ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми об обязанности восстановить на работе в качестве ..., обязанности произвести перерасчёт заработной платы с ** ** ** по день восстановления на работе, взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерным отстранением от работы и приобретением заболевания ....

В обоснование заявленных требований указал, что отбывает уголовное наказание в ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми. С ** ** ** им было подано заявление в администрацию о работе в качестве .... За время его работы каких-либо нареканий и замечаний со стороны ответственных за производство сотрудников не было.

ему без каких-либо объяснений не дали доработать, вернули в отряд. При этом заявление об увольнении по собственному желанию он не подавал, был уволен без законных на то оснований, чем было нарушено его право на труд. Желая выяснить причину увольнения, он записался на приём к начальнику, но так попасть на приём и не смог.

ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Михайловский П.И. не состоял с ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми в трудовых отношениях, а был привлечён к труду в связи с отбытием наказания, в связи с чем оснований для восстановления Михайловского П.И. на работе в качестве ... котельной ПСХ, перерасчёта заработной платы и выплаты компенсации морального вреда не имеется.

Судом к участию в деле исходя из содержания спорных правоотношений в качестве соответчика привлечено Министерства финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в своих письменных возражениях просит отказать Михайловскому П.И. в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.

В судебном заседании истец, представитель Министерства финансов РФ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали. С учётом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по РК Скирко М. Л. иск не признала, поддержав доводы письменного возражения.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, рассмотрев дело в рамках предмета и оснований заявленных требований, суд приходит к следующему.

Михайловский П.И. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми

На основании приказа ответчика ... Михайловский П.И. был трудоустроен по Центру трудовой адаптации со сдельной оплатой труда ... котельной ПСХ бригады ... , с оплатой по ... разряду ТС.

В соответствии с приказом ответчика ... Михайловский П.И., ... котельной ПСХ бригады ... был освобождён от исполнения трудовых обязанностей по оперативно-режимным причинам на основании рапорта сотрудника оперативного отдела ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми О. Ю.

Как определено в ст. 1 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Из системного толкования вышеприведенных положений статей 9 и 103 УИК РФ следует, что труд осужденных является одним из основных средств их исправления. При этом, как следует из содержания ч. 5 ст. 103 УИК РФ, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

Статья 104 УИК РФ определяет условия труда осужденных к лишению свободы. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.

В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

Таким образом, исполнение осужденным трудовых обязанностей как средство его исправления не влечёт за собой возникновение между ним и исправительным учреждением, где он отбывает наказание, трудовых отношений. Поэтому осужденный не подлежит восстановлению на работе в соответствии с нормами трудового законодательства, в его пользу также не подлежит взысканию заработок за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда, причинённая незаконным увольнением.

Ввиду изложенного исковые требования Михайловского П.И. к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми об обязанности восстановить на работе в качестве ..., обязанности произвести перерасчёт заработной платы с ** ** ** по день восстановления на работе, взыскании компенсации морального вреда, причинённого неправомерным отстранением от работы, не основаны на законе и не подлежит удовлетворению.

Как предусмотрено разделом 3 Положения о трудоустройстве и оплате труда осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, основаниями для освобождения от трудовых обязанностей осужденных к лишению свободы являются: - отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; - освобождение от уголовного наказания; - перевод в другое исправительное учреждение или в следственный изолятор; - несоответствие работника выполняемой работе вследствие состояния здоровья, подтвержденное медицинским заключением, если невозможно перевести его на другую работу; - перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру, водворение в дисциплинарный изолятор, штрафной изолятор; - сокращение объёма работ (необеспеченность работой, длительный простой); - переводимые в порядке ч. 2 ст. 103 УИК РФ, в отношении осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы).

Рассматриваемое в данном деле основание освобождения Михайловского П. И. от работы не предусмотрено указанным Положением.

Вместе с тем, суд учитывает, что согласно ч. 5 ст. 103 УИК РФ производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

Согласно закреплённому в виде принципа деятельности УИС положению, содержащемуся в ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчеркивают приоритет главной цели наказания - исправления осужденных.

Допрошенный в качестве свидетеля старший уполномоченный ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по РК О. Ю. показал, что необходимость в освобождении от работы была обусловлена поступившей оперативной информацией о возможном нарушении условий отбывания наказания истцом (желании изготовить кустарным способом продукцию, содержащую алкоголь).

Не доверять показаниям свидетеля оснований у суда не имеется, свидетель предупреждён об уголовной ответственности, заинтересованности его в исходе дела не имеется.

Таким образом, суд считает достоверно подтверждённым наличие оснований для освобождения истца от работы, что было направлено на соблюдение требований законов Российской Федерации о задачах исправительных учреждений.

С учётом установленных судом обстоятельств доводы Михайловского П. И. о незаконном отстранении от работы не основаны на законе.

Ввиду того, что труд осужденных имеет своей целью исправление осужденных, является обязанностью осужденных, нарушений личных неимущественных прав Михайловского П. И. ответчиком не допущено.

Согласно п. 30 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённого Приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 года № 205, личный прием осужденных осуществляется руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб по графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производятся в журнале, который хранится в канцелярии учреждения.

На основании ежегодно утверждаемых в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по РК графиков приёма осужденных по личным вопросам, начальник учреждения ФКУ ИК-1 осуществляет личный приём осужденных по понедельникам.

Доказательств, свидетельствующих о том, что истец обращался с просьбой о приёме начальником учреждения, не имеется. Ссылки истца на наличие предварительной записи по приёму граждан доказательствами не подтверждены, ответчиком оспариваются.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что ФКУ ИК-1 нарушено право истца на обращение к руководителю исправительного учреждения, не имеется. Между тем, истцом не заявлено имущественных или неимущественных требований ввиду нарушения указанного права, а доводы истца о том, что на приёме начальника учреждения он желал выяснить правомерность отстранения его от работы свидетельствуют, что истец предъявлял данные основания иска в качестве обстоятельств незаконного отстранения от работы, которые судом признаны не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Рассматривая исковые требования Михайловского П.И. о взыскании компенсации морального вреда, причинённого приобретением им в ходе работы заболевания ..., суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.

Статьёй 209 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ возложена на работодателя.

Из ст. 1069 Гражданского кодекса РФ следует, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом для наступления деликтной ответственности обязательно наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы:

- наступление вреда;

- противоправность поведения причинителя вреда;

- причинная связь между двумя первыми элементами;

- вина причинителя вреда.

Как установлено материалами дела, с Михайловским П.И. был проведён вводный инструктаж, что подтверждается записью в книге учёта водного инструктажа. Тогда же, , с Михайловским П.И. был проведён первичный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте в связи с выходом на работу; инструктаж был проведён повторно.

Как следует из протокола ... заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда , Михайловский П.И. прошёл проверку знаний по безопасности труда в объёме, соответствующем должностным обязанностям.

Согласно медицинской справке ... медицинской части ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, осужденные Михайловский П.И. находится под наблюдением врачей медицинской части . По прибытии в колонию он был осмотрен всеми имеющимися специалистами, обследован (анализ крови на сифилис, ВИЧ, рентгенография органов грудной клетки). Состоит на диспансерном учёте с диагнозом: .... За весь период наблюдения врачами ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Михайловский П.И. в медицинскую часть с жалобами на одышку или другие симптомы ... не обращался. Флюорография органов грудной клетки в норме . В амбулаторной карте также не отображаются какие-либо данные по поводу ...

Судом с целью разрешения вопросов о том, имеются ли у Михайловского П.И. заболевание ... или признаки данного заболевания, когда возникло указанное заболевание, связано ли оно с условиями труда ... котельной ПСХ, по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза.

Согласно выводам экспертного заключения ... , по данным представленной медицинской документации за период наблюдения с ** ** ** по ** ** ** у Михайловского П.И. не выявлено объективных признаков заболевания ..., что подтверждается отсутствием в указанный период: - жалоб на одышку, затруднения дыхания, приступов удушья или кашля, провоцирующихся аллергенными факторами; - признаков активного воспалительного процесса (по данным лабораторных методов исследования не выявлена эозинофилия крови, мокроты); - аллергических реакций в анамнезе (на лекарственные препараты, пищевые продукты и пр.); - признаков бронхиальной обструкции (дыхание везикулярное, хрипов нет).

Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется. Перед началом производства экспертизы эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Поскольку в ходе разбирательства по делу судом не установлено, что в результате действий (бездействия) ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Михайловский П.И., работая ... котельной ПСХ, заболел ..., оснований для удовлетворения исковых требований Михайловского П.И. к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причинённого приобретением заболевания ..., не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Михайловскому П.И в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации об обязанности восстановить на работе в качестве ..., обязанности произвести перерасчёт заработной платы с ** ** ** по день восстановления на работе, взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерным отстранением от работы и приобретением заболевания ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий И.В. Смолева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200