Дело № 2-4692/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 августа 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фирулина А.П. к Министерству экономического развития Республики Коми об отмене решения об исключении из числа получателей социальных выплат и признании права на получение социальной выплаты, у с т а н о в и л: Фирулин А.П. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Республики Коми об отмене приказа об его исключении из числа получателей социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, признании права на получение социальной выплаты. В обоснование иска Фирулиным А.П. указано, что его семья с ** ** **. состоит в очереди на улучшении жилищных условий по месту жительства, также принята на учет в качестве лиц, имеющих право на получении социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Фирулиным А.П. приобретено жилое помещение с использованием заемных средств, полученных в виде кредита в ОАО «Сбербанк России». В связи с чем, он обратился о предоставлении социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, однако, Министерством экономического развития Республике Коми ему было отказано в получении социальных выплат по причине превышения совокупного среднемесячного дохода Фирулина А.П. и его супруги как созаемщика, установленного Постановлением Правительства Республики Коми . Фирулин А.П. считает, что его права нарушены неприменением при рассмотрении его заявления о предоставлении социальных выплат Постановления Правительства Республики Коми , установившим больший предел совокупного среднемесячного дохода, принимаемого в расчет при предоставлении социальных выплат. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Администрация МО МР «Усть-Вымский» и ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения № 8617. В судебном заседании Фирулин А.П. и Фирулина И.И. исковые требования поддержали. Представитель Министерства экономического развития Республике Коми просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласился. Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Право на предоставление из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, в порядке, установленном Правительством Республики Коми, предусмотрено подпрограммой «Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования» целевой республиканской программы «Жилище» на 2008 - 2012 годы. В целях реализации указанной подпрограммы Постановлением Правительства Республики Коми от 20.04.2010г. № 102 утвержден Порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья (далее – Порядок предоставления социальных выплат). Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Коми от 20.04.2010г. № 102 установлено, что действие Порядка предоставления социальных выплат распространяется на весь срок действия кредитных договоров, заключенных гражданами с кредитными организациями на предоставление кредитов на строительство или приобретение жилья в период с 1 января по 31 декабря 2010 года. Порядок предоставления социальных выплат устанавливает механизм предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья (далее – социальные выплаты). Судом установлено, что семья Фирулина А.П. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ** ** **., что подтверждается справкой Администрации сельского поселения «...». Постановлением Администрации МР «Усть-Вымский» Фирулин А.П. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Фирулиным А.П. в соответствии с договором купли-продажи приобретена в собственность квартира общей площадью 64,7 кв.м., этаж 2, расположенная по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. ..., ул. ..., ..., право собственности Фирулина А.П. на указанный объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ** ** **., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права . С соответствии с кредитным договором , заключенному между ОАО «Сбербанк России» и Фирулиным А.П., и созаемщика Фирулиной И.И., ОАО «Сбербанк России» предоставил Фирулиным ипотечный кредит в сумме ... рублей на приобретение объекта недвижимости: квартиры, назначение жилое, общая площадь 64,7 кв.м., этаж 2, адрес объекта: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. ..., ул. ..., .... Согласно п. 1 Постановления Правительства Республики Коми организатором работы по предоставлению социальных выплат гражданам определено Министерство экономического развития Республики Коми. В силу п. 2 Порядка предоставления социальных выплат право на получение социальных выплат имеют граждане, заключившие в период с 1 января по 31 декабря 2010 г. с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми (далее – кредитный договор) и на момент заключения кредитного договора состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., или признанные после 01.03.2005г. в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Фирулин А.П. в соответствии с п. 3 Порядка предоставления социальных выплат обратился в Администрацию МР «Усть-Вымский» с заявлением о предоставлении социальных выплат, приложив к заявлению, в том числе, копию справки ОАО «Сбербанк России» о размере чистого совокупного дохода созаемщиков Фирулиных, принятого для определения максимального размера кредита по кредитному договору . Согласно указанной справки чистый совокупный доход созаемщиков Фирулиных составил ... рублей ... коп. На основании заключения Комиссии по рассмотрению документов граждан, подавших заявление на получение социальных выплат из республиканского бюджета Республики Коми, созданной при Министерстве экономического развития Республики Коми, Приказом Министерства экономического развития Республики Коми Фирулину А.П. было отказано в предоставлении социальных выплат, в связи с тем, что совокупный среднемесячный доход супругов Фирулиных, принятый ОАО «Сбербанк России» для определения максимального размера кредита по кредитному договору, превышает размер установленный Постановлением Правительства Республики Коми . В соответствии с п. 2 Порядка предоставления социальных выплат социальная выплата предоставляется в случае, если среднемесячный доход гражданина (либо совокупный среднемесячный доход гражданина и иных лиц, чей доход учитывался при определении размера кредита и которые в кредитном договоре зафиксированы в качестве созаемщиков, претендующего на получение социальных выплат, составляет не более ... рублей. При этом среднемесячный доход определяется в соответствии с методикой кредитной организации по определению размера предоставляемого гражданину (созаемщикам) кредита исходя из представленных гражданином (созаемщиками) сведений о доходах. Согласно письму ОАО «Сбербанк России» среднемесячный доход заемщика (созаемщиков) осуществляется в соответствии с Порядком кредитования физических лиц Сбербанком России и его филиалами (редакция 3) , действовавшего, в том числе, по состоянию на 29.12.2010г. При определении размера кредита по кредитному договору , заключенному с супругами Фирулиными, был произведен расчет совокупного дохода созаемщиков, который исходя из представленных сведений о доходах составил ... рублей ... коп. В суд не предоставлено доказательств неправомерности либо неправильности указанного расчета. Судом указанный расчет проверен, в связи с чем, суд приходит в выводу о его правильности и обоснованности. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии у Фирулина А.П. права на получение социальных выплат в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми , и обоснованности отказа Министерства экономического развития Республики Коми в предоставлении социальных выплат. Незначительный размер превышения требуемого дохода созаемщиков (... рублей ... коп.), их статуса бюджетных работников, не свидетельствует о праве Фирулиных, поскольку требование установленного Порядком совокупного среднемесячного дохода гражданина и иных лиц, чей доход учитывался при определении размера кредита и которые в кредитном договоре зафиксированы в качестве созаемщиков, претендующего на получение социальных выплат, является фиксированным для всех категорий граждан. Так, в соответствии со ст. 5, 11, 62, 73, 84, 90 Конституции Республики Коми Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению Российской Федерации, социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. В соответствии со ст. 13 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" от 9 января 2002 года N 2-РЗ в республиканском бюджете могут быть предусмотрены расходы, финансируемые исключительно из республиканского бюджета, связанные с осуществлением полномочий Республики Коми. Указанные нормы делегируют Республике Коми как субъекту Российской Федерации право самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части республиканского бюджета, а в данном случае Правительством Республики Коми объем социального субсидирования ограничен соответствующим требованием. Иное бы свидетельствовало о возложении на ответчика обязанности, не предусмотренной законом, и соответственно в отсутствие соответствующего финансирования. Довод Фирулина А.П. о распространении на отношения между ним и Министерством экономического развития Республики Коми по предоставлению социальных выплат положений Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми , не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям. В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Пунктом 1 Постановлением Правительства Республики Коми предусмотрено, что действие указанного Порядка распространяется на весь срок действия кредитных договоров, заключенных гражданами с кредитными организациями на предоставление кредитов на строительство или приобретение жилья в период с 1 января по 31 декабря 2011 года. С учетом изложенного, а также с учетом прямого указания п. 1 Постановления Правительства Республики Коми о распространении действия Порядка предоставления социальных на кредитные договоры, заключенных гражданами с кредитными организациями на предоставление кредитов на строительство или приобретение жилья в период с 1 января по 31 декабря 2010 года, оснований для применения к спорным правоотношениям Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми , не имеется На основании изложенного, суд находит требования Фирулина А.П. об отмене приказа Министерства экономического развития Республики Коми об исключении из числа получателей социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, признании права на получение социальной выплаты не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Фирулина А.П. к Министерству экономического развития Республики Коми об отмене приказа , признании права на получение социальной выплаты отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента составления его мотивированной части. Судья - Патрушева А.Г.