Жалоба на решение УФМС



Дело № 2-5937/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.

с участием заявителя Шарифова Р. Г.о., его представителя Ковалёвой Е. В.,

представителя заинтересованного лица Зверева Н. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 июля 2011 года гражданское дело по заявлению Шарифова Р.Г. оглы об оспаривании решения УФМС России по Республике Коми об аннулировании вида на жительство,

У С Т А Н О В И Л:

На основании заключения старшего инспектора ОВИР МВД Республики Коми Яковлевой Е.Ю. гражданину ... Шарифову Р.Г.о. было разрешено постоянное проживание в Российской Федерации, Шарифов Р.Г.о. был документирован видом на жительство. В дальнейшем вид на жительство Шарифову Р.Г.о. продлевался.

Шарифову Р.Г.о. был выдан вид на жительство ... .

На основании заключения УФМС России по Республике Коми ... вид на жительство Шарифову Р.Г.о. был аннулирован.

Не согласившись с решением об аннулировании вида на жительство, Шарифов Р.Г.о. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить решение УФМС России по Республике Коми ... об аннулировании вида на жительство.

В обоснование заявления указано, что мотивом аннулирования ему вида на жительство послужило то, что он в заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации сообщил о себе заведомо ложные сведения. На момент заполнения заявления у него было обострение болезни, в связи с чем его заполнял знакомый, который указал неверные сведения о его семейном положении.

Также просит восстановить срок для обжалования решения, поскольку срок и порядок обжалования решения ему разъяснен не был. О том, что им пропущен срок, он узнал только после обращения за квалифицированной юридической помощью.

УФМС России по Республике Коми представлен письменный отзыв на заявление Шарифова Р.Г.о., в котором указано, что в заявлении о выдаче вида на жительство в заявлении о продлении срока действия вида на жительство в графе «Семейное положение» последним указывалось, что он холост. В заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации Шарифов Р.Г.о. указал, что состоит в браке с гражданкой Грузии. Тем самым Шарифовым Р.Г.о. были сообщены о себе заведомо ложные сведения.

В судебном заседании Шарифов Р. Г. о. поддержал доводы и требования заявления.

Представитель УФМС России по РК Зверев Н. П. просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям письменных возражений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Шарифов Р.Г.о. обратился в ОВИР ПВС МВД Республики Коми с заявлением о выдаче вида на жительство. В указанном заявлении, в п. 6, Шарифовым Р.Г.о. было указано, что он не состоит в браке.

Вид на жительство был выдан Шарифову Р.Г.о. .

Шарифов Р.Г.о. подал в УФМС России по Республике Коми заявление о продлении срока действия вида на жительство, в п. 7 которого указал, что холост.

Вид на жительство Шарифову Р.Г.о. был продлен .

Шарифов Р.Г.о. подал в УФМС России по Республике Коми заявление, в котором просил принять его в гражданство Российской Федерации. В данном заявлении (в п. 12 «Семейное положение») указано, что Шарифов Р.Г.о. женат (свидетельство о браке ... выдано представительством главы исполнительной власти г. Шеки по с. ... Республики).

В материалах дела имеется перевод свидетельства о заключении брака с азербайджанского языка на русский язык, согласно которому между Шарифовым Р.Г.о. и Т.А.к. был заключен брак.

** ** ** в адрес УФМС России по Республике Коми из Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации были возвращены на дооформление материалы по заявлению Шарифова Р.Г.о. о приёме в гражданство Российской Федерации.

В письме Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации указано, что, учитывая, что Шарифов Р.Г.о. в заявлении о приеме в российское гражданство указал, что состоит в браке с гражданской ... Т.А. а в заявлении о выдаче вида на жительство и заявлении о продлении срока действия вида на жительство в графе «семейное положение» заявитель указал «холост», в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимо рассмотреть вопрос об аннулировании выданного вида на жительство.

** ** ** инспектором ПВО УФМС России по Республике Коми Мурашкиной Е.И. было вынесено заключение ... об аннулировании ранее выданного Шарифову Р.Г.о. вида на жительство на основании подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», снятии Шарифова Р.Г.о. с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. ... на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и подп. «в» п. 16 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9.

Из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, следует, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В п. 1 ст. 2 названного Федерального закона дано определение понятия вида на жительство. Так, под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Как предусмотрено п. 3 ст. 8 Федерального закона, вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: - выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации (подп. 1); - финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность (подп. 2); - подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (подп. 3); - представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения (подп. 4); - осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным (подп. 5); - имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (подп. 6); - неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (подп. 7); - не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным (подп. 8); - по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подп. 9); - выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания (подп. 10); - находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев (подп. 11); - заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным (подп. 12); - является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (подп. 13).

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона предусмотрено, что помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не может быть продлен либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

Вид на жительство иностранному гражданину может не выдаваться, а срок действия ранее выданного вида на жительство может не продлеваться либо ранее выданный вид на жительство может быть аннулирован, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (п. 3 ст. 9 Федерального закона).

В заявлении о выдаче вида на жительство, заявлении о продлении срока действия вида на жительство Шарифов Р.Г.о. указал, что не состоит в браке, в то время как между ним и Т.А.к. был заключен брак, который до настоящего времени не расторгнут. Таким образом, Шарифов Р.Г.о. при подаче указанных документов представил о себе заведомо ложные сведения, что в силу подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» является основанием для аннулирования вида на жительство, которое, в свою очередь, приводит к обязанности иностранного гражданина выехать из Российской Федерации.

Между тем, разрешая данный спор, следует принять во внимание, что, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка проживания иностранных граждан в Российской Федерации должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод корреспондирует с международно-правовыми предписаниями, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней). В связи с этим решение вопроса об ответственности иностранного гражданина за нарушение этим лицом законодательства в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

На основании пункта 1 статьи 8 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, не допуская противозаконного вмешательства. В соответствии со статьей 9 указанной Конвенции на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

В связи с этим Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции.

При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение.

В ходе разбирательства по делу установлено, что Шарифов Р.Г.о. является отцом двух несовершеннолетних детей Шарифова Н.Р.о., Б.Р.о., , которые являются гражданами Российской Федерации, обучаются в образовательном учреждении г. Сыктывкара Республики Коми. Шарифов Р.Г.о. проживает вместе с несовершеннолетними сыновьями.

При разрешении данного спора следует исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину установленной меры ответственности (аннулировании вида на жительство и возможной депортации), а также из ее соразмерности целям миграционного законодательства, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов. При этом конкретные обстоятельства, связанные с нарушением миграционного законодательства, подлежат оценке в соответствии с общими правилами, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, с учетом характера нарушений и личности иностранного гражданина.

Сообщение Шарифовым Р.Г.о. заведомо ложных сведений о своём семейном положении не повлекло существенное нарушение охраняемых миграционным законодательством интересов; нарушения закона совершены Шарифовым Р. Г.о. значительное время назад; иных нарушений действующего миграционного законодательства Шарифов Р.Г.о. не допускал; заявитель исключительно положительно охарактеризован Коми республиканской общественной организацией «...».

Таким образом, учитывая конституционные нормы и нормы международного права, суд приходит к выводу, что Шарифов Р.Г.о. имеет право на постоянное проживание на территории Российской Федерации вместе со своей семьей.

Ввиду изложенного решение УФМС России по Республике Коми ... об аннулировании Шарифову Р.Г.о. вида на жительство подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Учитывая дату получения Шарифовым Р.Г.о. уведомления о принятом решении и вышеприведенную правовую норму, срок для обжалования решения УФМС России по Республике Коми заявителем не пропущен.

Так как в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, уплаченная Шарифовым Р.Г.о. при подаче заявления государственная пошлина в размере ... руб. на основании ст. 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отменить решение УФМС России по Республике Коми ..., которым Шарифову Р.Г.о аннулирован вид на жительство на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Возвратить из федерального бюджета Шарифову Р.Г.о. уплаченную на основании чека-ордера ... государственную пошлину в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента принятия.

Председательствующий И.В. Смолева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200