председательствующего судьи Сироткиной Е.М. При секретаре Волыцкой Ю.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 августа 2011 года гражданское дело по иску Епифанова Е.В. к Главе Республики Коми, Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми об отмене распоряжение Главы РК о прекращении выплаты пенсии по выслуге лет, взыскании недоплаченной пенсии, У С Т А Н О В И Л : Епифанов Е.В. обратился в суд с иском к Главе Республики Коми об отмене распоряжение Главы РК ... о прекращении выплаты пенсии по выслуге лет, взыскании недоплаченной пенсии. В обоснование иска указал, что его стаж работы на государственной гражданской службе составляет более ... лет. Приказом Минздрава Республики Коми ... ему была установлена ежемесячная надбавка к государственной пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему ранее должность государственного служащего. Данную доплату, а затем и пенсию по выслуге лет получал в течение 10 лет, выплата которой необоснованно прекращена с ** ** **. В судебном заседании истец на иске настаивал. Представитель Главы РК и Управления государственной гражданской службы РК Полугрудова О.Н. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных отзывах. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения РК Васильев А.В. требования истца не поддержал. В судебное заседание не явился представитель Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, представив письменный отзыв. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела по существу при имеющейся явке лиц, участвующих в деле. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев личное дело истца, суд находит требования Епифанова Е.В. не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. В ходе судебного разбирательства установлено следующее. В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Порядок установления и условия назначения пенсий является прерогативой законодателя, к компетенции которого Конституция Российской Федерации (статья 39, части 1 и 2) относит определение условий и порядка реализации конституционного нрава каждого на социальное обеспечение, в том числе права на получение устанавливаемых государством пенсии. Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) государственный служащий право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы. Статьями 15 и 19 данного Федерального Закона государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996года№ 11-П). Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемым в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии. Этим же Указом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств. В дальнейшем эти рекомендации были закреплены законодательно в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 2 апреля 2009 года № 473-О-О). Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года № 189-О, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. В Республике Коми вопросы назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим впервые были подробно урегулированы Законом Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» с изменениями и дополнениями. В соответствии со ст. 1 Закона РК от 25.03.1996 года № 12-РЗ под государственной службой Республики Коми понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба осуществляется в республиканских органах государственной власти. Статья 19 Закона РК № 12-РЗ (в редакции от 23.06.1999) закрепляла право лиц замещающих и замещавших ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Ежемесячная доплата устанавливалась, только после назначения государственной пенсии, лицам, имеющим стаж государственной службы: 12,5 лет – у мужчин, 10 лет – у женщин. Указом Главы Республики Коми от 6 июня 1996 года № 161 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» утверждено Положение о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии. Епифанову Е.В. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 14 ч.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» ** ** **, по достижении пенсионного возраста, истец обратился к министру здравоохранения РК с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии согласно Закону Республики Коми «О государственной службе Республики Коми». Данным Законом регламентировались организация государственной службы Республики Коми и правовое положение государственных служащих Республики Коми. На момент обращения Епифанова Е.В. частью 2 статьи 19 данного Закона (в ред. от 23 июня 1999 г.) закреплялось: «лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В пункте 1 раздела IV Положения о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии и дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 06.06.1996 г. № 161 (ред. от 5 декабря 2000 г.), отражено, что «настоящий порядок определяет условия назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» лицам, замещавшим на 1 февраля 1996 г. и позднее государственные должности, предусмотренные Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Коми, а также лицам, замещавшим ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих и достигшим пенсионного возраста после 1 февраля 1996 г.». Впервые понятие «государственная служба» появилось в указе Президента Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 848 «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации». Статьей 71 Конституции Российской Федерации впервые было введено понятие «федеральная государственная служба». Конституция Российской Федерации 1993 г. принципиально изменила положение института государственной службы. Государственная служба была признана особым видом общественно полезной деятельности, начал формироваться самостоятельный нормативный правовой массив, регулирующий государственно - служебные отношения, включая правовой статус государственных служащих. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» было установлено, что с момента вступления в силу настоящего Указа все лица, занимающие государственные должности в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Было принято Положение о федеральной государственной службе, которым был определен статус государственного служащего, установлены ограничения, запреты, обязанности, связанные с государственной службой, а также в связи с этим введены определенные гарантии, в том числе и пенсия за выслугу лет на государственной службе. Данным положением было введено понятие «федеральный государственный служащий» им являлся гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим Положением, оплачиваемую государственную должность. 31 июля 1995 года был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» который закрепил нормативное понятие государственной службы и государственного служащего, которыми признавались только те лица, кто замещал государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Российской Конституцией. Только они по закону обладают статусом государственных служащих. Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении должностей государственной службы. Правовой статус государственных служащих характеризуется их правами, обязанностями, ограничениями, социальными гарантиями и ответственностью. Важной особенностью, характеризующей правовой статус государственных служащих, является и ограничение законом некоторых из их общегражданских прав, прежде всего в политической и экономической сферах. Согласно нормам п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий, например, не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; принимать участие в забастовках. Характеристикой правового статуса государственных служащих являются вопросы, связанные с их ответственностью. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 г. № 63-13 сп «О государственной службе Республики Коми» в целях формирования высокопрофессионального кадрового состава, стимулирования роста квалификации, повышения ответственности, предупреждения коррупции в системе государственной службы было утверждено Положение о государственной службе Республики Коми и установлено, что с момента вступления в силу настоящего Постановления все лица, занимающие государственные должности в республиканских органах представительной и исполнительной государственной власти, а также в местных органах представительной власти и органах местной администрации, считались находящимися на государственной службе Республики Коми. С 1 февраля 1996 года вступил в силу Закона РК № 12-РЗ от 25.03.1996 года «О государственной службе в Республики Коми» который устанавливал понятие государственного служащего РК, государственным служащим являлся гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном настоящим Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующих бюджетов. Государственные служащие республиканских органов государственной власти, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Республики Коми, признаются настоящим Законом государственными служащими Республики Коми. Статьей 28 Указанного выше закона было предусмотрено, что действие частей 1 и 2 статьи 19 настоящего Закона (пенсионное обеспечение) распространяется на лиц, уволившихся с государственной службы после 1 февраля 1996 года, за исключением лиц, которым на день вступления в силу настоящего Закона установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года № 63-13сп, осуществляется в соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 настоящего Закона. Приказом Министерства здравоохранения РК Епифанову Е.В. установлен стаж государственной службы ... лет ... месяцев ... день, в связи с чем ему назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, размер которой индексировался ежегодно. Из материалов пенсионного дела, трудовой книжки истца следует, что с ** ** ** по ** ** ** он занимал следующие должности: .... На основании Указа Президиума Верховного Совета РК ; распоряжения Совета Министров РК ...; приказа Минздрава РК ... Епифанов Е.В. освобожден от должности ... с ** ** ** в связи с переходом на другую работу. Часть 2 статьи 19 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» РК № 12-РЗ устанавливала правило, по которому лица, уволенные с государственной службы Республики Коми по основаниям, предусмотренным пунктами «б» - «д» настоящей части, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, если они замещали должности государственной службы Республики Коми не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Как было установлено Указом Главы Республики Коми от 6 июня 1996 года № 161 стаж государственной службы государственного служащего Республики Коми, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, доплаты к пенсии, включал в себя время работы: в органах представительной и исполнительной государственной власти и их аппаратах; в органах местного самоуправления; в судах Республики Коми и их аппаратах; в федеральных судах, органах прокуратуры и их аппаратах в порядке, установленном федеральным законодательством; иные периоды работы, учитываемые в соответствии с федеральным законодательством при исчислении указанного стажа для федеральных государственных служащих. Комиссией по установлению стажа работы на государственной службы (протокол ... ) определен стаж на государственной службе у бывшего работника, министра здравоохранения РК Епифанова Е.В. Однако указанной комиссией не было учтено то обстоятельство, что истец государственные должности государственной службы Республики Коми не замещал, при его увольнении с должности ... не предусматривалось дополнительное пенсионное обеспечение граждан, работавших в органах исполнительной и представительной власти. Таким образом, в соответствии с пункта 2 статьи 19 Закона Республики Коми №12-РЗ право на получение пенсии за выслугу лет по государственной службе у истца отсутствует, поскольку он не состоял на государственной службе РК, а, следовательно, и не имел статуса государственного служащего Республики Коми либо лица, замещавшего государственную должность Республики Коми. Последующая правовая регламентация вопросов назначения и выплаты пенсии за выслугу лет нашла свое отражение в Законе Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми». В соответствии со статьей 1 настоящего Закона право на пенсию за выслугу-лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Коми, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Коми, при наличии стажа такой службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин и при условии увольнения с государственной гражданской службы Республики Коми по основаниям, перечисленным в настоящем Законе. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо к досрочно оформленной трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Епифанов Е.В. обращался в Конституционный Суд Республики Коми с заявлением об оспаривании конституционности положений пункта 2 части первой статьи 1 и пункта 4 части первой статьи 9 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми», которые устанавливают условия назначения пенсии государственным служащим за выслугу лет и основания прекращения выплаты этой пенсии. В.А. ставится вопрос о неконституционности пункта второго статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми», предусматривающего, что лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», выплата пенсии за выслугу лет, изменение размера пенсии за выслугу лет, приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты пенсии за выслугу лет осуществляется в соответствии с настоящим Законом. По мнению заявителей, указанные нормативные положения не соответствуют требованиям статей 16, 17. 18 и 40 Конституции Республики Коми, так как противоречат принципу равенства всех перед законом и нарушают их право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Эти нормы лишают граждан, работавших в сфере государственной власти республики до вступления в силу законоположений о государственной службе и социальном обеспечении государственных служащих в силу, права получать надбавку к пенсии либо пенсию государственного служащего за выслугу лет на равных условиях с лицами, замещавшими государственные должности на день вступления этих норм в действие. Конституционный суд РК, рассмотрев обращения Епифанова Е.В. и В.А., принял постановление, в котором пункт 2 части первой статьи 1, пункт 4 части первой статьи 9 и пункт 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми» признаны не противоречащими Конституции вы: Республики Коми, ее статьям 16, 17, 18 и 40. При изложенных обстоятельствах распоряжение Главы Республики ... о прекращении с ** ** ** выплаты пенсии за выслугу лет Епифанову Е.В. является основанным на законе и обоснованным. Поскольку требование истца о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет, взаимосвязано и вытекает из первоначального - признании незаконным распоряжения Главы Республики Коми, оснований для удовлетворения данного требования также не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Епифанова Е.В. к Главе Республики Коми, Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми об отмене распоряжение Главы РК о прекращении выплаты пенсии по выслуге лет ... , взыскании недоплаченной пенсии оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сыктывкарский городской суд. Судья Сироткина Е.М. а