Об установлении инвалидности



Дело № 2-3939/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 августа 2011 года гражданское дело по иску Торопцева С.А. к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» об отмене решения об отказе в установлении инвалидности,

У С Т А Н О В И Л:

Торопцев С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» об отмене решения об отсутствии основания для установления инвалидности.

В обоснование заявленных требований указал, что ему устанавливалась инвалидность в связи с имеющимся заболеванием .... Он не может работать ни по одной из своих специальностей по причине имеющегося заболевания ....

Ответчиком представлены письменные возражения, в которых указано, что решение об отказе в установлении истцу инвалидности было принято в рамках нормативных правовых актов по медико-социальной экспертизе. Просит в удовлетворении искового заявления Торопцева С.А. отказать.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКЛПУ Б-18 ГУФСИН России по Республике Коми.

ФКЛПУ Б-18 ГУФСИН России по Республике Коми в письменном отзыве указало, что Торопцев С.А. находился на обследовании и лечении . По результатам обследования было проведено заседание врачебной комиссии больницы, на котором было принято решение о заполнении формы ... «...» и направлении на переосвидетельствование на МСЭ в связи с окончанием срока инвалидности с диагнозом: ... . ...

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте его рассмотрения, участия в судебном заседании не принимали. С учётом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В названном Федеральном законе дано определение понятию «инвалид». Так, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно п. 2 вышеназванных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В п. 5 Правил определены условия признания гражданина инвалидом, к которым относятся: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с п. 6 Правил наличие одного из указанных в п. 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Как следует из п. 7 Правил, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 18 Правил).

Согласно п. 25 Правил, медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путём обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

В соответствии с п. 28 Правил решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Судом установлено, что Торопцеву С.А. устанавливалась ... группа инвалидности. решением Филиала ... ФГУ «Главное бюро МСЭ по Республике Коми» Торопцеву С.А. было отказано в установлении инвалидности.

Торопцев С.А., не согласившись с решением , обратился с заявлением в ФГУ «Главное бюро МСЭ по Республике Коми», врачи-специалисты экспертного состава ... которого, изучив медико-экспертную документацию по освидетельствованию Торопцева С.А. в Филиале ... ФГУ «Главное бюро МСЭ по Республике Коми» и за предыдущие годы, пришли к выводу, что в настоящее время имеющееся у Торопцева С.А. заболевание ... что подтверждено данными стационарных лечений, не приводит к ограничению основных категорий жизнедеятельности, таких как способность к самообслуживанию, способность к передвижению, способность к трудовой деятельности, что на основании Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития РФ ..., не даёт оснований для установления инвалидности.

Судом с целью разрешения спора, возникшего между сторонами, была назначена по делу судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы».

Согласно выводам экспертного заключения ... , по данным представленных медицинских, медико-экспертных документов выявлено,
что у Торопцева С.А. на момент освидетельствования имеются следующие заболевания: «...

Как отмечается экспертной комиссией, ретроспективный экспертный анализ представленных медицинских документов, данных клинико-инструментального обследования в динамике показал, что у Торопцева C.A. ... в выписке из истории болезни ... . Указание на ... фиксировалось только из жалоб Торопцева С.А. и ни разу не были зафиксированы медицинским персоналом; по результатам ЭЭГ не было выявлено .... Имеющиеся заболевания органов пищеварения сопровождались ....

Экспертная комиссия считает, что у Торопцева С.А. на момент проведения медико-социальной экспертизы имелись заболевания ... не вызывающими необходимость в мерах социальной защиты и не являющиеся основанием для признания инвалидом, согласно Правилам признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 247, от 30 декабря 2009 года № 1121), Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан ФГУ МСЭ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н.

Также медико-социальная экспертная комиссия считает, что решение специалистов ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» вынесено обоснованно, в строгом соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых документов, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Учреждениями МСЭ степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается лицам, получившим повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы (пункты 1, 6, 7 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789). Эксперты указали, что установить степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах Торопцеву С.А. не представляется возможным.

У суда нет оснований ставить под сомнение обоснованность выводов экспертов, поскольку составленное ими заключение основано на научных познаниях, при проведении экспертного исследования ими использованы данные, которые установлены судом, квалификация, уровень знаний экспертов не вызывают сомнения. Перед началом проведения экспертизы эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные правовые нормы, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Торопцева С.А. к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» об отмене решения об отказе в установлении инвалидности не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать Торопцеву С.А. в удовлетворении исковых требований к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» об отмене решения об отказе в установлении инвалидности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента принятия.

Председательствующий И.В. Смолева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200