О восстановлении на работе



Дело № 2-6498/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.

с участием истца Рябко О. А.,

представителя ответчика Мартюковой М. А.,

представителя третьего лица Низовцева Е. В.,

прокурора Мозымовой В. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 08 августа 2011 года гражданское дело по иску Рябко О.А. к МВД по Республике Коми о восстановлении в списках личного состава с дальнейшим прохождением службы в ГУ МЧС России по Республике Коми,

У С Т А Н О В И Л:

Рябко О.А. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Коми о восстановлении в списках личного состава с дальнейшим прохождением службы в ГУ МЧС России по Республике Коми.

В обоснование заявленных требований указал, что приказом МВД Республики Коми он был исключен из списка личного состава в связи с смертью. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми он был признан живым.

В мае 2011 года у него состоялась беседа в отделе кадров МВД по Республике Коми о восстановлении его в списках личного состава. В ходе беседы ему было отказано в восстановлении в списках личного состава. Отказ был мотивирован тем, что сейчас идёт аттестация сотрудников, ввиду чего времени заниматься его делом нет.

Затем он обратился в отдел кадров ГУ МЧС России по Республике Коми, где ему посоветовали обратиться в суд и сказали, что, если будет приказ, то есть возможность прохождения им службы в ГУ МЧС России по Республике Коми.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по Республике Коми.

МВД по Республике Коми в письменных возражениях на исковое заявление указало на пропуск Рябко О.А. срока исковой давности по требованию о восстановлении на службе. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку лица рядового и начальствующего состава и работники ГПС МВД РФ с ** ** ** года считаются проходящими службу (работающими) в ГПС МЧС РФ.

ГУ МЧС России по Республике Коми в письменном отзыве на исковое заявление также указало на пропуск Рябко О. А. срока для обращения с иском в суд.

В судебном заседании Рябко О. А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика МВД по Республике Коми Мартюкова М. А. и представитель третьего лица Низовцев Е. В. просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Мозымовой В. В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении иска, суд приходит к следующему.

Рябко О.А. проходил службу в органах внутренних дел с ** ** ** года по ** ** ** года, в том числе:

с ** ** ** года – в должности ... МВД Коми АССР ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Коми АССР ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Коми АССР ;

с ** ** ** года по ** ** ** года – проходил обучение в ...;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Коми АССР ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Коми ССР ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Республики Коми ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Республики Коми ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Республики Коми ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Республики Коми ;

с ** ** ** года – в должности ... МВД Республики Коми .

На основании приказа МВД Республики Коми ... Рябко О.А., ..., с ** ** ** года был исключен из списков личного состава за смертью на основании свидетельства о смерти , выданного ** ** ** года .

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по гражданскому делу по заявлению Рябко О.А. об исключении сведений об умершем из записи акта гражданского состояния были исключены из записи акта о смерти , сведения об умершем Рябко О.А., и сведения о заявителе Н.М. В записи акта о смерти , восстановлены первоначальные сведения об умершем ....

Указанным решением суда установлено, что ** ** ** года была составлена запись акта о смерти в отношении неизвестного мужчины с неустановленной датой смерти . По заявлению Н.М., бывшей супруги Рябко О.А., на основании протокола опознания и протокола предъявления личности для опознания ОУР ОВД г. Усинска было составлено заключение отдела ЗАГСА г. Усинска , и в запись акта о смерти внесены сведения о Рябко О.А., умершем ** ** ** года. В тот же день было выдано свидетельство о смерти на имя О.А. Рябко.

Также судом в решении установлено, что ** ** ** года нотариус Сыктывкарского нотариального округа Республики Коми Т.И. удостоверила, что гражданин Российской Федерации Рябко О.А., находится в живых, имеет временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации , выданное ОУФМС России по Республике Коми в г. Сыктывкаре и действительное до ** ** ** года. В подтверждение указанного факта ** ** ** года Рябко О.А. выдано свидетельство, подтверждающее факт нахождения гражданина в живых.

В соответствии со ст. 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, регламентирующей порядок увольнения из органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, умершие, погибшие, безвестно отсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списков сотрудников органов внутренних дел в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 17 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом МВД РФ от 31 декабря 2002 года № 1272, погибшие (умершие) сотрудники исключаются из списков личного состава приказом руководителя подразделения после установления причин, обстоятельств гибели (смерти) и опознания. Приказ является основанием для внесения в учетные документы данных о времени и причине исключения сотрудника из списков органов внутренних дел.

Согласно п. 17.18 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038, исключение из списков личного состава органов внутренних дел сотрудников, умерших (погибших), признанных судом безвестно отсутствующими, а также лишенных специальных званий по приговору суда, в звании от полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше производится приказами Министра внутренних дел Российской Федерации по представлению начальников органов внутренних дел, а сотрудников в звании до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции - приказами соответствующих начальников, имеющих право увольнения этих лиц. В приказе об исключении увольняемых лиц из списков указывается основание данного акта (например, решение о признании сотрудника безвестно отсутствующим или лишении специального звания, свидетельство о смерти, документ, удостоверяющий прекращение гражданства Российской Федерации).

На основании п. 17.19 названной Инструкции после издания приказов об увольнении сотрудников из органов внутренних дел основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением.

В силу ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и п. 17.20 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации гражданин, увольняемый из органов внутренних дел, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде.

В соответствии с п. 18.1 Инструкции сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.

В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которой были включены входящие по состоянию на 01 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Данным Указом было установлено, что:

- Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения;

- до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О милиции», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что Рябко О.А. является живым, что является обстоятельством, влияющим на обоснованность исключения его из списков сотрудников органов внутренних дел, его требования о восстановлении на службе являются законными.

Вместе с тем оснований к возложению на ответчика обязанности по восстановлению Рябко О. А. на службе не имеется, поскольку ввиду произошедшей реорганизации системы государственной противопожарной службы задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций были возложены на основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из анализа норм Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации следует, что исключение из списков сотрудников органов внутренних дел является формой увольнения сотрудников органов внутренних дел, умерших, погибших, безвестно отсутствующих и лишенных специального звания. Таким образом, Рябко О.А. должен был на основании ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации обратиться в суд в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении.

Архивную выписку из приказа об увольнении Рябко О. А. получил при его обращении в МВД по Республике Коми в июле 2011 года.

В 2004 году Рябко О.А. обращался в МВД Республики Коми с рапортом, в котором просил выслать его личное дело по новому месту жительства . Указанный рапорт в связи с переходом противопожарной службы из системы МВД России в МЧС России был направлен в Комитет ГО и ЧС Республики Коми, который дал ответ Рябко О.А. , информировав его об исключении из списков личного состава за смертью.

Таким образом, об исключении его из списков сотрудников органов внутренних дел Рябко О.А. узнал в 2004 году, с указанного времени Рябко О. А. ничего не препятствовало обратиться к ответчику с заявлением о предоставлении копии приказа об увольнении. Однако, такое обращение произведено только в 2011 году.

С исковым заявлением о восстановлении его в списках личного состава Рябко О.А. обратился в суд 08 июля 2011 года, то есть с пропуском срока исковой давности. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд Рябко О.А. не приведено.

Обращение Рябко О. А. в суд с заявлением об исключении сведений о нём как об умершем из записи акта гражданского состояния и наличие решения Сыктывкарского городского суда не свидетельствуют об иной дате течения срока давности для обращения с иском в суд. Кроме того, указанные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения с иском в суд, поскольку обращение в суд с данным иском последовало по истечении месячного срока с момента вступления в законную силу решения суда .

Следует отметить, что в материалах гражданского дела по заявлению Рябко О. А. об исключении сведений об умершем из записи акта гражданского состояния имеется архивная справка МВД по Республике Коми , в которой содержатся сведения об исключении Рябко О. А. из списков личного состава в связи со смертью, что также является доказательством, свидетельствующим о том, что Рябко О. А. значительное время назад узнал об увольнении со службы и не обращался в суд с иском о восстановлении на службе, без уважительных причин нарушив срок для обращения в иском в суд.

Согласно действующему законодательству РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

При установленных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Рябко О.А. к МВД по Республике Коми о восстановлении в списках личного состава с дальнейшим прохождением службы в ГУ МЧС России по Республике Коми следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Рябко О.А. в удовлетворении исковых требований к МВД по Республике Коми о восстановлении в списках личного состава с дальнейшим прохождением службы в ГУ МЧС России по Республике Коми.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней с момента вынесения.

Председательствующий И.В. Смолева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200