Дело № 2-1404/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смолевой И.В. при секретаре Иевлевой Г.Б. с участием представителя ответчика Прудниковой Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 июля 2011 года гражданское дело по иску Сотниковой М.Н. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязанности предоставить санаторно-курортную путёвку, зачёте выделения путёвки в счёт исполнения обязательств по предоставлению набора социальных услуг о признании незаконным нарушения сроков и медицинских показаний лечащего врача при предоставлении путёвки в санаторий «...», признании незаконным непредставления путёвки , У С Т А Н О В И Л: Сотникова М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми об обязанности предоставить санаторно-курортную путёвку и зачесть выделение данной путёвки в счёт исполнения обязательства по предоставлению набора социальных услуг . В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом ... по общему заболеванию, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. МУЗ «...» ей была выдана справка для получения путёвки на санаторно-курортное лечение, на основании которой она обратилась в ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми с заявлением о предоставлении путёвки. в связи с истечением срока действия справки для получения путёвки ей предоставлялись новые справки, последняя из которых датирована ** ** ** Несмотря на своевременную подачу заявления и предоставление ответчику всех необходимых документов, а также неоднократные личные обращения по данному вопросу, санаторно-курортная путёвка в течение ей предоставлена не была, никаких предложений по обеспечению санаторно-курортные лечением не поступало. Ответчиком представлено письменное возражение на исковое заявление, в котором указано, что предоставление путёвок гражданам – получателям набора социальных услуг осуществляется в порядке очерёдности по дате подачи заявления с учётом профиля лечения, указанного в справке для получения путёвки. Сотниковой М.Н. была выделена путёвка в санаторий «...» (...) с заездом с ** ** **. В этот же день была предпринята попытка уведомить Сотникову М.Н. о выделении путёвки по телефону, но безрезультатно. в адрес Сотниковой М.Н. было направлено заказное письмо с уведомлением, от получения которого она отказалась. Сотникова М.Н. была на личном приёме у начальника отдела по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и организации реабилитации застрахованных ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми Е.В., где ей устно сообщалось о направленном в её адрес по почте уведомлении. Сотникову М.Н. просили расписаться на копии уведомления, от подписи Сотникова М.Н. отказалась. О своём решении по поводу поездки в санаторий «...» (...) Сотникова М.Н. не сообщила, за получением путёвки не явилась. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. истицей представлено уточнение исковых требований, в которых она просит признать действия ответчика незаконными в части нарушения сроков и медицинских показаний лечащего врача при предоставлении путёвки в санаторий «...» , признать действия ответчика незаконными в части непредоставления ей путёвки , обязанности ответчика предоставить ей санаторно-курортную путёвку продолжительностью не менее 21 календарного дня с точным соблюдением рекомендаций лечащего врача с зачётом выделения данной путёвки в счёт исполнения обязательства по предоставлению набора социальных услуг Истица в судебное заседание не явилась, от получения судебного извещения уклонилась. При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признаётся, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела. В связи с изложенным на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Сотниковой М. Н. Представитель ответчика Прудникова Н. А. иск не признала. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39 часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя. В соответствии со статьями 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалидам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний предоставляется путёвка на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте или междугородном транспорте. Статьёй 6.3 Федерального закона предусмотрено, что учёт права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Как установлено материалами дела, Сотникова М.Н. обратилась в ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путёвки по профилю «...», предоставив медицинскую справку . В дальнейшем истицей в связи с истечением срока действия справки для предоставления путёвки была предоставлена справка для получения путёвки , затем – справка для предоставления путёвки .... Из содержания справки для предоставления путёвки ... следует, что Сотниковой М.Н. для прохождения санаторно-курортного лечения рекомендован местный санаторий. в адрес Сотниковой М.Н. было направлено уведомление (исх. ...) о выделении ей путёвки в санаторий «...» (г. ...) по профилю лечения «...» с ** ** ** на ** ** ** день. В указанном уведомлении Сотниковой М.Н. предлагалось сообщить по телефону о решении по поводу поездки в санаторий. Уведомление истицей получено не было. Заказное письмо, в котором уведомление было направлено, возвратилось в адрес ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми с отметкой почтового отделения «истёк срок хранения». Сотникова М.Н. за путёвкой не явилась, о своём решении по поводу поездки в санаторий «...» (г. ...) ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми не уведомила. Рассматривая исковые требования Сотниковой М.Н. о признании незаконными действий ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми, выразившихся в нарушении сроков и медицинских показаний лечащего врача при предоставлении путёвки в санаторий «...» , суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении. Так, в целях реализации ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2004 года № 328 был утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24 мая 2010 года № 382н), согласно п. 3.1 которого обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 3.3 Порядка путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Как следует из содержания пунктов 3.6 и 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256. При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. На основании п. 3.8 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения (п. 3.9 Порядка). Уведомление о выделении истице путёвки в санаторий «...» (г. ...) по профилю лечения «...» было направлено ответчиком менее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение. Указанное нарушение п. 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан было вызвано тем, что путёвки в санаторий «...» (...) со сроком заезда ** ** ** были приобретены ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми в рамках дополнительного финансирования. Сведения об изменении лимитов бюджетных обязательств бюджета ФСС РФ на 2010 год, в том числе в части оплаты санаторно-курортного лечения, были доведены до ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми посредством справок ФСС РФ .... Таким образом, уведомление о выделении путёвки было направлено ответчиком в адрес истицы с нарушением сроков, предусмотренных для такого уведомления, по объективным причинам. Кроме того, направление указанного уведомления прежде всего было направлено на возможность реализации Сотниковой М.Н. права на получение набора социальных услуг, ввиду чего суд не находит оснований для признания действия ответчика в указанной части незаконными. В соответствии с абз. 3 п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256, срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев. Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет (абз. 3 п. 1.6 Порядка). Учитывая, что справка для предоставления путёвки носит предварительный информационный характер, что в ней лечащим врачом указывается предпочтительное, а не обязательное место лечения, что при предоставлении путёвки ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми должно в обязательном порядке учитывать только профиль лечения, указанный в ней, не имеется оснований для признания действий ответчика по выделению Сотниковой М.Н. путёвки не в местный санаторий, а в санаторий ... области незаконными. Наряду с этим в обоснование вышеизложенного вывода суда следует также учитывать, что определением суда с целью выяснения вопроса о наличии противопоказаний для лечения Сотниковой М.Н. за пределами г. Сыктывкара была назначена судебно-медицинская экспертиза, от участия в которой Сотникова М.Н. уклонилась. Так, в адрес Сотниковой М.Н. неоднократно судом направлялись запросы о предоставлении для проведения судебно-медицинской экспертизы её амбулаторной медицинской карты, которая по сообщению лечебного учреждения МУЗ «...» находится у неё на руках, однако истица истребуемую медицинскую документацию не представила. Ввиду изложенного, на основании положений ч. 3 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает установленным факт отсутствия медицинских противопоказаний для лечения Сотниковой М.Н. в санатории, расположенном за пределами г. Сыктывкара. Вместе с тем ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми были заключены с местными санаториями государственные контракты: с санаторием-профилакторием «...» ОАО «...» в количестве 135 штук, с санаторием-профилакторием «...» - 77 штук, с санаторием «...» - 245 штук. Поскольку на момент обращения Сотниковой М.Н. к ответчику количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путёвками, превысило имеющуюся возможность обеспечения путёвками, истице не была выделена путёвка в местные санатории по не зависящим от ответчика причинам. Предоставление путёвок осуществляется в порядке очерёдности по дате подачи заявления с учётом профиля лечения, указанного в справке для получения путёвки. В рамках выделенных ассигнований путём проведения установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» процедур ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми приобретены путёвки в общем количестве 2695 штук. ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми было выдано 2695 путёвок, в том числе 2203 – граждан – получателям набора социальных услуг, 492 – сопровождающим лицам. Путёвки были предложены в порядке очерёдности по дате подачи заявления. Общее количество граждан – получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвки , составило 4997 человек. При этом номер заявления Сотниковой М.Н. в общей очереди федеральных льготников по ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми составляет 344, по профилю лечения «...» - 133. Из изложенного следует, что количество лиц, имеющих право на получение санаторно-курортной путёвки, значительно превышает количество путёвок, приобретённых ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми в 2010 году в рамках выделенных ассигнований. Соответственно, также не имеется оснований для признания действий ответчика по непредоставлению Сотниковой М.Н. санаторно-курортной путёвки незаконными. Поскольку Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития ..., не предусматривает обязанности исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации повторно предоставлять санаторно-курортную путёвку в случае отказа гражданина – получателя набора социальных услуг от ранее предложенной за один период, требования Сотниковой М.Н. об обязанности ответчика предоставить санаторно-курортную путёвку, зачёте выделения путёвки в счёт исполнения обязательств по предоставлению набора социальных услуг подлежат оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Отказать Сотниковой М.Н. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязанности предоставить санаторно-курортную путёвку, зачёте выделения путёвки в счёт исполнения обязательств по предоставлению набора социальных услуг , о признании незаконным нарушения сроков и медицинских показаний лечащего врача при предоставлении путёвки в санаторий «Авитек», признании незаконным непредставления путёвки . Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента принятия. Председательствующий И.В. Смолева