Об обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставить на учет и предоставить ЕДВ



Дело № 2-6565/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Маринюк О.А.,

с участием прокурора Семеновой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 августа 2011 года гражданское дело по заявлению Прокурора г. Сыктывкара в интересах Кристопчук Л.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара в интересах Кристопчук Л.А. обратился в суд с заявлением к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Агентству РК по социальному развитию о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья. В обоснование требований указал, что Кристопчук Л.А. является участником Великой Отечественной войны, имеет регистрацию и проживает в неблагоустроенной кв. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара, в которой отсутствует горячее водоснабжение. Однако ответчиком ей отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Макаров Н.Н., Макаров С.Н., Макарова С.Н., Макарова Н.В.

В судебном заседании помощник прокурора на иске настаивала, требования мотивировала тем, что Кристопчук Л.А. проживает в неблагоустроенной квартире, не является членом семьи нанимателя.

Истец в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика Агентства РК по социальному развитию иск не признала, указала, что жилое помещение, в котором проживает истец, не признано в установленном порядке непригодным для проживания. Кристопчук Л.А. в соответствии с действующим законодательством имеет все права нанимателя в кв. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкар, поскольку включена в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признал, указав на отсутствие полномочий Администрации по признанию участников ВОВ нуждающимися в получении единовременной денежной выплаты.

Третье лицо Макарова Н.В. заявленные требования поддержала. Пояснила, что наниматель кв. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара Макаров Н.Н., ее бывший супруг, в квартире не проживает более 5 лет. При вселении Кристопчук Л.А. в квартиру в 2001 году, Макаров Н.Н. в квартире проживал, давал согласие на ее вселение в качестве члена семьи, Кристопчук Л.А. была выделена в квартире отдельная комната.

Третьи лица Макаров Н.Н., Макаров С.Н., Макарова С.Н. в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, учитывая следующее.

Кристопчук Л.А., является участником Великой Отечественной войны, проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 69,40 кв.м по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ..., кв. .... Нанимателем указанной квартиры является Макаров Н.Н.

Кристопчук Л.А. вселена в названную квартиру в 2001 году как член семьи нанимателя Макарова Н.Н. с его ведома и согласия, в последующем включена в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения

В квартире также зарегистрированы: Макарова Н.В. , Макаров Н.Н. , Макарова С.Н. , Макаров С.Н.

Кристопчук Л.А обратилась в Агентство РК по социальному развитию с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Приказом Агентства РК по социальному развитию Кристопчук Л.А отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку предоставленные ею документы не подтверждают право на получение единовременной денежной выплаты.

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) в том числе участников Великой Отечественной войны, предоставляются в порядке ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Приведенная норма материального права предусматривает (п.4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из данной нормы следует, что обязательным условием предоставления социальной выплаты на приобретение жилья является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Законом Республики Коми от 6 октября 2006 г № 69-РЗ установлены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, в том числе ( п.2 ст. 1 названного Закона РК) относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", в виде предоставления в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Республики Коми приняло постановление от 22 марта 2010 г № 58 «О мерах реализации Закона РК «О Форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения согласно приложению № 2.

Установленный порядок предусматривает подачу заявления гражданином, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, с документами по перечню, определенному в приложении 1 к утвержденному Порядку. Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветерана», формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию, к полномочиям которого относятся принятие решения о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая является целевой выплатой и направлена на достижение цели по улучшению жилищных условий.

В качестве основания иска о предоставлении единовременной денежной выплаты Прокурором указано на проживание Кристопчук Л.А. в неблагоустроенной квартире.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признании жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям, является межведомственная комиссия.

Изложенное свидетельствует, что оценку соответствия жилых помещений установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в том числе и по уровню благоустройства, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п. 47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно имеющемуся заключению межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, необходимо выполнить систему дренажа по отводу воды от дома, расположенного по адресу: ул. ..., д. .... После завершения работ проведение повторной процедуры оценки жилого помещения .

Согласно п. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Из материалов дела следует, что д. ... по ул. ... г. Сыктывкара является двухэтажным. Степень благоустройства: отопление, водоснабжение, водоотведение - центральные, электроосвещение – открытая проводка, дом газифицирован.

Учитывая, что указанное заключение в установленном порядке не оспорено, оснований считать жилое помещение - кв. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара непригодным для проживания, у суда не имеется.

Доводы помощника Прокурора о том, что Кристопчук Л.А. не является членом семьи нанимателя не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, признаются нуждающиеся в жилых помещениях.

Как следует из объяснений третьего лица Макаровой Н.В. , Кристопчук Л.А. с ведома и согласия Макарова Н.Н. была вселена в жилое помещение по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ... как член семьи нанимателя жилого помещения, более 10 лет проживает по данному адресу. Сам Макаров Н.Н. в указанной квартире не проживает более 5 лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Кристопчук Л.А. указана в договоре социального найма в качестве члена семьи нанимателя (п. 3 договора).

Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что в квартире по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., - Кристопчук Л.А. имеет равные с нанимателем права и обязанности, предусмотренные ст. 69 ЖК РФ. В связи с этим, оснований для признания Кристопчук Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий по данному основанию также не имеется.

Изложенное свидетельствует, что в данном случае не имеется всех необходимых условий для признания Кристопчук Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, оснований для признания отказа Агентства в предоставлении истцу ЕДВ незаконным не имеется.

Оснований для возложения обязанности на Агентство РК по социальному развитию предоставить истцу единовременную денежную выплату, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Прокурора г. Сыктывкара в интересах Кристопчук Л.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Огнева С.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200