О предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 4126/11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

08 июня 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н.

при секретаре Коломейцеве Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панюковой И.В. к АМО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Панюкова И.В. обратилась в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения на состав семьи, указывая, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает с членами своей семьи в однокомнатной частично благоустроенной квартире, состоит на учете на получение жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей» в АМО ГО «Сыктывкар» с ** ** **, однако жильем в установленном порядке до настоящего времени не обеспечена.

В суде Панюкова И.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что на основании решения Сыктывкарского суда она была передана органам опеки и попечительства. Жилое помещение, в котором она проживала с матерью до лишения последней родительских прав не сохранено (дом снесен). В 1999 году АМО ГО «Сыктывкар» предоставила ей для проживания кв.... в д.... по ... г.Сыктывкара, которая по своим техническим характеристикам не отвечала установленным законодательством требованиям по обеспечению детей-сирот жильем. До настоящего времени Панюкова И.В. состоит на учете на получение жилья в АМО ГО «Сыктывкар», к моменту рассмотрения дела проживает с составом семьи 4 человека в однокомнатной частично благоустроенной квартире по адресу: ...., ... площадью 28,9 кв.м, иного жилья не имеет.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар», не оспаривая права истца на получение благоустроенного жилого помещения в порядке реализации Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с иском Панюковой И.В. не согласился, полагая, что его доверитель не нарушал прав истца – Панюкова И.В. с учета на получение жилья не снята, а расходные обязательства по обеспечению Панюковой И.В жильем отнесены к расходным обязательствам казны Республики Коми. В связи с изложенным представитель АМО ГО «Сыктывкар» полагал своего доверителя ненадлежащим ответчиком по делу.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Панюкова И.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, на основании решения Сыктывкарского суда была передана органам опеки и попечительства и направлена в детский дом. Право на жилое помещение, в котором проживала Панюкова И.В. до передачи органам опеки и попечительства, за ней сохранено не было. В последствие данное жилье было утрачено, матери истца предоставлена кв.5 д.85 по Октябрьскому пр-ту г.Сыктывкара без учета в составе семьи Панюковой И.В.

Панюкова И.В. была принята АМО ГО «Сыктывкар» на учет на получение жилья в общую очередь и льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Панюковой И.В. была предоставлена однокомнатная частично благоустроенная кв.... в д.... по ... г.Сыктывкара, в которой истец проживает до настоящего времени. После предоставления указанной квартиры Панюкова И.В. с учета на получение жилья ответчиком не снималась, до настоящего времени состоит на соответствующем учете .

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации ( ст.5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим в Республике Коми 22.11.2010 был принят закон № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ( ст.12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью чт.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств ( ст.132).

Из ст.132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законодателем с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями. Само по себе нормативное положение, закрепленное в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления.

Поскольку Законом Республики Коми 22.11.2010 № 139-РЗ организация и деятельность по реализации жилищных прав лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми возложена на органы местного самоуправления, возражения АМО ГО «Сыктывкар» против иска Панюковой И.В. о ненадлежащем ответчике по делу отклоняются судом.

Как следует из материалов дела, на момент принятия Панюковой И.В. на учет на получение жилья в очередь сирот ( ** ** **) и на момент предоставления ей кв.... д.... по ... г.Сыктывкара ( ** ** **) на территории РФ действовали нормы Жилищного Кодекса РСФСР, в соответствии со ст.37 которого соответствующей категории граждан благоустроенные жилые помещения предоставлялись вне очереди.

Соответствующее положение сохранено в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005.

В соответствии с ч.1 ст.40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. По смыслу приведенной нормы, действовавшей на момент возникновения у администрации обязанности по обеспечению Панюковой И.В. жильем и на момент предоставления ей для проживания кв.... д.... по ..., предоставляемое гражданам жилое помещение должно было отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Ч.2 ст.15 ЖК Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Из материалов дела видно, что в.... д.... по ... г.Сыктывкара является частично благоустроенной (отсутствует водоснабжение, канализация, газоснабжение), из чего следует вывод о том, что ее предоставлением ответчик не исполнил надлежащим образом возложенную на него законом обязанность по обеспечению Панюковой И.В. жильем, в связи с чем обоснованно не исключил истца из очереди на получение жилья. Данное обстоятельство не оспаривалось представителями АМО ГО «Сыктывкар» в ходе судебного разбирательства.

Иск Панюковой И.В. по своему существу основан на законе, обстоятельствах дела и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем суд не считает подлежащими удовлетворению требования Панюковой И.В. о предоставлении ей жилья общей площадью, исходя из состава ее семьи, учитывая следующее.

Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ЖК Российской Федерации ( ст.57), и Закон Республики Коми от 08.11.2007 № 96-РЗ. Таким образом оснований для распространения общих норм Жилищного Кодекса Российской Федерации и республиканского законодательства о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется. Наличие на иждивении Панюковой И.В. несовершеннолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий истца по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Панюковой И.В. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории МО ГО «Сыктывкар» общей площадью не менее 18 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - О.Н.Нагорнова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200