Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 09 июня 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н. при секретаре Коломейцеве Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рюминой А.Д. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Правительству Республики Коми, Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Представитель Рюминой А.Д. Мезак Э.А., действующий по доверенности от имени и в интересах доверителя, обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Правительству Республики Коми о предоставлении Рюминой А.Д. во внеочередном порядке жилого помещения, указывая, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения для постоянного проживания не имеет, была поставлена на учет на получение жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей» в Агентстве РК по социальному развитию ** ** **, однако до настоящего времени жильем в установленном порядке не обеспечена. Исковое заявление было принято к производству Сыктывкарского суда, к участию в деле в качестве ответчика в порядке ч.3 ст.40 ГПК РФ привлечена АМО ГО «Сыктывкар». В судебном заседании Рюмина А.Д. и ее представитель заявленные требования поддержали. Рюмина А.Д., указала суду на то, что для нее не имеет какого-либо значения кто из ответчиков по делу будет предоставлять ей жилье, однако она настаивает на предоставлении ей жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. Представитель Рюминой А.Д. полагал, что поскольку его доверитель была принята на учет на получение жилья во внеочередном порядке Агентством Республики Коми по социальному развитию в период действия Закона 54-РЗ, обеспечение ее в настоящее время органами местного самоуправления жилым помещением в соответствии с принятием закона РК № 139-РЗ по нормам предоставления жилой площади, установленным Советом МО ГО «Сыктывкар» в размере 13, 5 кв.м, не будет отвечать принципу законности и существенно нарушит права Рюминой А.Д., не допускавшей никаких виновный действий либо бездействия, в результате которых с ** ** ** по ** ** ** ее право на внеочередное получение жилого помещения площадью не менее 33 кв.м не было реализовано. Представитель Агентства РК по социальному развитию и Правительства Республики Коми с иском Рюминой А.Д. к своим доверителям не согласилась, указав, что с ** ** ** полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Коми были переданы органам местного самоуправления. Представитель АМО ГО «Сыктывкар», не оспаривая права истца на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения в порядке реализации Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с иском Рюминой А.Д. к АМО ГО «Сыктывкар» не согласился, полагая, что его доверитель не нарушал прав истца, расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъектов Республики Коми. Обеспечение истца жилым помещение должно производиться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, АМО ГО «Сыктывкар» является лишь посредником между государством и гражданином и может нести ответственность исключительно в пределах доведенного финансирования. В связи с указанным представитель АМО ГО «Сыктывкар» считал своего доверителя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того представитель АМО ГО «Сыктывкар» в своем отзыве указал на несогласие с объемом заявленных Рюминой А.Д. требований, сославшись на то, что решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 установлена норма предоставления жилого помещения в размере 13,5 кв.м общей площади жилого помещения, в связи с чем требования Рюминой А.Д. о предоставлении жилого помещения большей площади не основаны на законе. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Рюмина А.Д. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и места для постоянного проживания. ** ** ** Приказом Агентства Республики Коми Рюмина А.Д. была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемого по договору социального найма. ** ** ** по акту учетное дело Рюминой А.Д. было передано в АМО ГО «Сыктывкар». С момента постановки на учет жилого помещения для проживания Рюминой А.Д. предоставлено не было. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации ( ст.5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим в Республике Коми 22.11.2010 был принят закон № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ( ст.12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью чт.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств ( ст.132). Из ст.132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законодателем с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями. Само по себе нормативное положение, закрепленное в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления. Поскольку Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ организация и деятельность по реализации жилищных прав лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми возложена на органы местного самоуправления, возражения АМО ГО «Сыктывкар» против иска Рюминой А.Д. о ненадлежащем ответчике по делу отклоняются судом. Право Рюминой А.Д. на обеспечение жилищем не может быть поставлено в зависимость от межбюджетных отношений Республики Коми и АМО ГО «Сыктывкар». Ч.2 ст.15 ЖК Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Как следует из материалов дела, на момент принятия Рюминой А.Д. на учет на получение жилья в очередь сирот ( ** ** **) действовали нормы п.9 ст.1 Закона Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которыми (ч.2 ст.10 закона) Рюмина А.Д. была вправе претендовать на получение жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. После передачи соответствующих полномочий органам местного самоуправления законом РК № 139-РЗ согласно его ч.1 ст.9 жилые помещения предоставляются гражданам по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5 кв.м общей площади жилого помещения. Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями ст.1 ( ч.1),2,18,19 ( части 1 и 2), 54 ( часть 1), 55 ( часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Из указанного вытекает обязанность органов власти применять правовые механизмы таким образом, чтобы при этом обеспечивалось сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальных гарантий граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. При изменении порядка реализации социальных гарантий, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до внесения изменений в законодательные акты о правовом регулировании порядка реализации признанных законом прав граждан совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Поскольку Рюмина А.Д. была принята на учет на получение жилья во внеочередном порядке в период действия Закона 54-РЗ, передача полномочий по обеспечению ее жильем органам местного самоуправления в связи с принятием закона РК № 139-РЗ не может ставить ее в настоящее время в положение худшее, по сравнению с тем, которое существовало к моменту возникновения у нее права требовать от органов власти реализации своего права на получение жилья во внеочередном порядке. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поскольку с ** ** ** право Рюминой А.Д. на получение жилья во внеочередном порядке реализовано не было, при том что сама истец каких-либо виновных действий либо бездействия, повлекших за собой это обстоятельство не совершала, на АМО ГО «Сыктывкар» должна быть возложена обязанность предоставить Рюминой А.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек на территории МО ГО «Сыктывкар» на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. С учетом выводов суда о возложении обязанности по обеспечению Рюминой А.Д. на АМО ГО «Сыктывкар» в иске Рюминой А.Д. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Правительству Республики Коми о предоставлении жилого помещения следует отказать. Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Рюминой А.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек на территории МО ГО «Сыктывкар» на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. В удовлетворении исковых требований Рюминой А.Д. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Правительству Республики Коми о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - О.Н.Нагорнова а