Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 03 июня 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н. При секретаре Коломейцеве Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тороповой В.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании приказа незаконным, восстановлении в списке получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, у с т а н о в и л : Торопова В.В. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании приказа незаконным, восстановлении в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», указывая, что она относится к категории граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья выплаты, однако ответчик безосновательно исключил ее из соответствующего республиканского списка граждан. Исковое заявление Тороповой В.В. было принято к производству Сыктывкарского суда, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Мелехина М.В. В судебном заседании представители истца на удовлетворении требований Тороповой В.В. настаивали, полагая, что вывод ответчика о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий не основан на фактических обстоятельствах дела, кроме того, жилое помещение, в котором проживает Торопова В.В. признано непригодным для проживания, что также дает истцу право состоять в соответствующем списке. Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснив, что оспариваемое решение принималось ее доверителем на основании представленных в распоряжение ответчика документов, которые не подтверждали право истца быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Мелехина М.В. в суд не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв на иск Тороповой В.В., в котором поддержала требования и доводы истца по делу. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Торопова В.В. относится к категории граждан «вдовы погибших ( умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах». Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем соответствующей категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58. С 01.01.2011 на основании Постановления Правительства РК от 07.12.2010 № 425 были внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58. Согласно п.3 действующего Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.4.15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию. Торопова В.В. ранее меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала. Постановлением Администрации СП «...» Торопова В.В. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья на основании Закона РФ от 05.04.2005 № 30-РЗ. Торопова В.В. обратилась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию Торопова В.В. была исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» по категории «вдовы погибших ( умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны». Рассматривая правомерность принятого решения, суд исходит из следующего. Основанием для принятия указанного решения послужил вывод ответчика о том, что Торопова В.В. в октябре 2010 года намеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав по месту своего проживания внучку Мелехину М.В. и ее несовершеннолетнего сына, в результате чего размер приходящейся на каждого из проживающих в доме граждан общей площади жилья уменьшился с 39 кв.м до 13 кв.м. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как следовало из объяснений представителей истца, а также отзыва Мелехиной М.В. на иск Тороповой В.В., изменение места жительства Мелехиной М.В. фактически имело место быть задолго до ее регистрации в жилом доме ... по ул.... с.... – в сентябре 2007 года и был связан с необходимостью постоянного постороннего ухода истцом ввиду полученной травмы. При этом сама Торопова В.В. своего места жительства не изменяла, своих условий проживания в с.... не ухудшала. Доводы стороны истца подтверждаются представленными суду доказательствами ( актом КЭК , заявлениями З.А., С.А., Л.И., Н.М., Л.С., А.Ю., Т.И., М.В., С.А., А.В., Л.А., М.В.), не оспорены и не опровергнуты ответчиком. Суд не соглашается правомерностью решения ответчика по своему существу, учитывая и следующие обстоятельства. Согласно п.1 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Из материалов дела следует, что жилое помещение, где постоянно проживает Торопова В.В. , заключением межведомственной комиссии МР «...» было признано непригодным для проживания в зимнее время. С учетом приведенного заключения межведомственной комиссии и положений ч.2 ст.15 ЖК РФ предусматривающей, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), принимая во внимание, что жилой дом ... по ул.... является для истца единственным и постоянным местом жительства, суд приходит к выводу о том, что Торопова В.В. полностью отвечает всем критериям гражданина, нуждающегося в жилом помещении, при этом Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию препятствует реализации истцом гарантированного ей законом права на получение социальных гарантий по обеспечению жилыми помещениями. Исходя из обстоятельств, установленных судом, оценив собраннее по делу доказательства применительно к установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию незаконным. Восстановить Торопову В.В. в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - О.Н.Нагорнова а