Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 10 августа 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н. При секретаре Трошеве Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Филипповой Л.Н. к Агентству Республики Коми о признании решения незаконным, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, у с т а н о в и л : прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми о признании решения ... об отказе Филипповой Л.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключении из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст.14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным, восстановлении Филипповой Л.Н. в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст.14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и возложении на ответчика обязанности предоставить Филипповой Л.Н. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. В обоснование иска прокурор указал, что Филиппова Л.Н. является ..., нуждается в улучшении жилищных условий, состоит на соответствующем учете в АМО ГО «...», однако ответчик неправомерно отказывает ей в реализации предусмотренного законом права получения ЕДВ для улучшения своих жилищных условий. В ходе судебного разбирательства прокурор требования поддержала, указав, что Филиппова Л.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по нормам действовавшего на тот момент законодательства, последующее изменение учетной нормы в г.Сыктывкаре не могло повлечь за собой утрату Филипповой Л.Н. ранее приобретенного права и не является основанием для снятия ее с учета и отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требования и доводы прокурора поддержал третье лицо Филиппов П.И. Представитель ответчика иска Филипповой Л.Н. не признал, указав, что на момент принятия оспариваемого решения по действующим нормам законодательства истец не нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку проживала со своим супругом в однокомнатной благоустроенной квартире общей площадью ... кв.м, принадлежащей ей в ... доле на праве собственности. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Филиппова Л.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: г. Сыктывкар, ... вместе со своим супругом Филипповым П.И. Указанное жилое помещение представляет из себя однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью ... кв.м и жилой площадью ... кв.м и принадлежит на основании договора приватизации на праве общей долевой собственности истцу и ее супругу. Филиппова Л.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий на общих основаниях с ** ** **, в очереди инвалидов – с ** ** **. ** ** ** Филиппова Л.Н. подала в Агентство Республики Коми по социальному развитию заявление о предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию ... в предоставлении истцу социальной выплаты было отказано, Филиппова Л.Н. исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ответчика о том, что истец не нуждается в улучшении жилищных условий. Рассматривая правомерность принятого ответчиком решения, суд исходит из следующего. Согласно ст.17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58. Согласно утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления. Установлено, что Филиппова Л.Н. ранее меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала. Она относится к категориям граждан, установленным ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеющим право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном приведенным законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. Возражения ответчика о том, что истец не нуждается в улучшении жилищных условий противоречит фактическим обстоятельствам дела. При предоставлении Филипповым квартиры по адресу: г. Сыктывкар, ... в порядке переселения из аварийного жилья в ** ** ** Филиппова Л.Н. не была исключена с учета на улучшение жилищных условий, поскольку предоставленное ей с супругом жилье не соответствовало установленным на тот момент нормам предоставления ( не менее 9 кв.м на 1 человека жилой площади). В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Из приведенных норм закона однозначно следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., к числу которых относится и Филиппова Л.Н., сохраняют право состоять на учете на поучение жилья до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Причем их правовое положение как очередников отличается по сравнению с теми гражданами, которые были поставлены на учет после 1 марта 2005 г. Для них не имеет значения их материальное положение. При применении в совокупности п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» основаниями для снятия с учета на получение жилья граждан, поставленных на него до 01 марта 2005 года, может являться только улучшение их жилищных условий по сравнению с теми, при которых было принято решение о постановке на учет. Из обстоятельств дела следует, что Филиппова Л.А. с ** ** ** своих жилищных условий не улучшила. До ** ** ** решение о снятии ее с соответствующего учета АМО ГО «...» принято не было. Никаких неправомерных действий со стороны истца и должностных лиц, принимавших решение о постановке Филипповой Л.А. на учет, а также сохранении ее очередности допущено не было. Указанное подтверждается Постановлением Главы АМО ГО «...» .... Конституция как основополагающий, базовый закон государства и общества закрепляет основные принадлежащие человеку права и свободы, их особую важность и социальную значимость как для конкретного человека, так и для всего общества и государства. Только при реализации этих прав и свобод возможно функционирование государства с такими сущностными характеристиками, которые закреплены в основах конституционного строя. К числу таких прав отнесено право гражданина на жилище и корреспондирующая этому праву обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления способствовать реализации гражданами соответствующего права ( ст.40 Конституции Российской Федерации). Закрепляя основные права и свободы, Конституция устанавливает в качестве высшей ценности все права и свободы человека и обязанность государства по признанию, соблюдению и защите любых прав и свобод человека и гражданина. Большое значение для стабильности правового статуса человека и гражданина, характерного для гражданского общества и правового государства, имеет запрет принятия каких-либо нормативных актов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Изменение законодательства в части установления учетной нормы площади жилья на территории МО ГО «...» в период после признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в предусмотренном для этого законом порядке при отсутствии прочих обстоятельств, которые свидетельствовали бы об улучшении жилищных условий истца, по мнению суда, не могло являться достаточным правовым основанием для признания ответчиком Филипповой Л.Н. не относящееся к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятия оспариваемого решения. Иск прокурора в интересах Филипповой Л.Н. подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать приказ Агентства Республики Коми ... об отказе Филипповой Л.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключении из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст.14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным. Восстановить Филиппову Л.Н. в Республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст.14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обязать Агентство Республики Коми предоставить Филипповой Л.Н. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - О.Н.Нагорнова а