Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Климовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 23 августа 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Косланского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» об обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, по исковому заявлению Косланского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральной службе исполнения наказаний об обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, установил: Косланский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК № 25 ГУФСИН России по РК об обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, исковым заявлением к ФСИН об обязанности ФСИН профинансировать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указано, что ОНД г. Сыктывкара, УНД ГУ МЧС России по РК проведена плановая проверка территорий, зданий, помещений ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по РК, по результатам которой было выявлены нарушения и вынесено предписание по устранению нарушений требований . В марте 2011 года, в ходе проведения внеплановой проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, были выявлены 14 нарушений требований пожарной безопасности. Просит обязать ФКУ ИК- 25 ГУФСИН России по РК в срок до 31 декабря 2011 года провести мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, привлечь в качестве субсидиарного ответчика ФСИН России, обязать ФСИН России профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений. В судебном заседании прокурор поддержал доводы искового заявления Представитель ответчика ФКУ ИК- 25 ГУФСИН России по РК с иском согласен, пояснил, что нарушения устраняются. Представитель ФСИН России пояснила, что финансовые средства на устранение нарушений будут выделены. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что ОГПН г. Сыктывкара была проведена проверка территорий, зданий, помещений ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по РК . По результатам указанной проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. ** ** ** года руководителю учреждения было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. ** ** ** года руководителю учреждения было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок исполнения предписания - 01.12.2011 года. В марте 2011 года, в ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что часть нарушений правил пожарной безопасности не устранена. Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 1 вышеназванного Закона определено понятие пожарной безопасности как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На основании ст. 37 указанного Закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду. Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Таким образом, обязанность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности должна быть возложена на ФКУ ИК № 25 ГУФСИН России по РК. Поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся, работников, создает предпосылки для возникновения пожароопасной ситуации и уничтожения имущества, нарушают конституционные права граждан на безопасные условия жизни, суд приходит к выводу о том, что указанные требования прокурора обоснованны, основаны на законе и подлежат удовлетворению. Между тем, суд считает подлежащим отклонению иск прокурора к ФСИН России об обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно ст. 120 ГК РФ, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В силу положений ч. 1ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с ч. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. В соответствии с Уставом ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по РК, Учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ. Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. Предметом и целью деятельности Учреждения являются, в т.ч. создание осужденным условий содержания, соответствующим нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Таким образом, поскольку прокурором не представлены доказательства об отсутствии финансирования Российской Федерации в лице ФСИН России ответчика ФКУ ИК-25, а также учитывая, что ФКУ ИК-25 ГУФСИН России должно самостоятельно отвечать по требованиям об устранении нарушений правил пожарной безопасности, а отношения субсидиарной ответственности касаются лишь гражданско-правовых обязательств, и не затрагивают публичной обязанности казенного учреждения выполнять требования норм пожарной безопасности, в удовлетворении исковых требований прокурора к ФСИН России о субсидиарной ответственности, обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Косланского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» об обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, к Федеральной службе исполнения наказаний об обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить частично. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» в зданиях, помещениях, на территориях, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, поселок ..., в срок до 31 декабря 2011 года провести следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: - направить на обучение для получения пожарно-технического минимума руководителей и работников, ответственных за пожарную безопасность; - оборудовать помещения зданий пожарной части, мебельного цеха, птицефермы, столовой, валяльного цеха, административно-бытовое помещение ДОЦ автоматическими установками пожарной сигнализации; - установить системы звукового оповещения людей в случае пожара в помещениях штаба, столовой и административно-бытового здания; - обработать огнезащитным составом деревоконструкции чердачных помещений здания отрядов (общежитий), штаба, швейного цеха, птицефермы, холодного склада, свинарника. В удовлетворении искового требования Косланского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральной службе исполнения наказаний России об обязанности профинансировать мероприятия ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по РК по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указанных в предписании УНД ГУ МЧС России по РК отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней. Председательствующий