Дело № 2-6127/2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Сироткиной Е.М. При секретаре Волыцкой Ю.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар 10 августа 2011 года дело по иску Паршуковой В.И. к МУЗ «Детская поликлиника №3», ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить средством реабилитации пневмокостюмом «Атлант», У С Т А Н О В И Л: Паршукова В.И. обратилась в суд с иском в интересах Е.Н. к МУЗ «Детская поликлиника №3», ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить средством реабилитации пневмокостюмом «Атлант», в обоснование требований указав, что ее дочь Е.Н., рождения, является инвалидом детства и стоит на учете у невролога. Отделением реабилитации Детской поликлиники №3, в качестве средства реабилитации, Есении рекомендован пневмокостюм «Атлант» и очки, также рекомендованные Бюро при разработке ... , однако комиссия МСЭ по РК г.Сыктывкара отказалась предоставлять данные средства, которые жизненно необходимы для ребенка-инвалида, в связи с выставленными диагнозами. Истец настаивала на исковых требованиях в полном объеме. Представитель ответчика ГУ-РО ФСС РФ по РК Прудникова Н.А. с иском не согласилась, настаивала на доводах, изложенных в возражениях. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения по РК Васильев А.В. исковые требования не поддержал. Представитель ответчика МУЗ «Детская поликлиника №3» Слуцкий С.И. требования, заявленные к поликлинике, не признал. Дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК» (ст.167 ГПК РФ). Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Паршуковой В.И. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: Е.Н., , в возрасте ... месяца установлен диагноз: «... с ** ** ** установлена ... на срок до ** ** ** что подтверждается справкой ФГУ «ГБ МСЭ по РК» серии .... ** ** ** врачебной комиссией МУЗ «Сыктывкарская детская поликлиника №3» истцу было выдано направление на медико-социальную экспертизу для разработки (коррекции) индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР). Согласно ИПР ... ... , разработанной Бюро МСЭ №4 ФГУ «Главное бюро МСЭ по Республике Коми», Е.Н. рекомендовано .... Федеральным Законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из статьи 2 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 8 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.). Согласно ст. 9 данного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10). Как следует из положений ст. 11 вышеуказанного закона Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. К техническим средствам реабилитации инвалидов (ст.11.1 Закона) относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия; специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Истица обратилась с заявлениями в МУЗ «Детская поликлиника №3», Бюро МСЭ №4 ФГУ «ГБ МСЭ по РК», ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Коми, ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми об обеспечении нейроортопедическим пневмокостюмом «Атлант – 1» Паршукову Е.Н., однако получила отказы. Постановлением Правительства РФ № 240 от 07 апреля 2008 года утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 1 и ст. 4 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы Фонда обеспечивают инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов - протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - ТСР), предусмотренными Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. ТСР, не предусмотренные вышеуказанным перечнем, но содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации, не могут быть оплачены исполнительными органами Фонда. Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2010 № 1980-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, где одним из пунктов технических средств является специальная одежда; нейроортопедический пневмокостюм «Атлант – 1» в него не входит. С доводом истца о том, что пневмокостюм относится к специальной одежде, суд не может согласиться, поскольку, в соответствии с разъяснением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.09.2009 года №18-4/3171, он не относится к специальной одежде, а может квалифицироваться в качестве механотерапевтического устройства, предназначенного не для постоянной носки (как ортез), а используемого в режиме сеансной тренировки не более 40 минут в день. Соответственно, такое изделие не предназначено для бесплатной выдачи инвалидам. На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования Паршуковой В.И. не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Паршуковой В.И. к МУЗ «Детская поликлиника №3», ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить средством реабилитации пневмокостюмом «Атлант», отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Сироткина Е.М. а