Дело № 2-13328/2010г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Сироткиной Е.М. При секретаре Коряковцевой Т.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 января 2011 года дело по иску Лютоева Ю.Д. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о признании права на получение трудовой пенсии по старости, У с т а н о в и л : Лютоев Ю.Д. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о признании права на получение трудовой пенсии по старости, признании права на одновременное получении пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части). Требования мотивировал тем, что в период с ** ** ** по ** ** ** проживал и осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Коми, в том числе в период с ** ** ** по ** ** ** в г..... Ответчиком признан факт, что его страховой стаж составляет более ... лет, однако стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен всего ... лет ... месяцев ... дней. Согласно ст.21 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа. По мнению истца, в законодательных актах, регламентирующих пенсионное обеспечение, не указано, что служба в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не засчитывается в трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поскольку служба в органах внутренних дел является разновидностью трудовой деятельности, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий, не зависит от того, проходит гражданин службу или работает по трудовому договору, истец полагает, что период его службы в ОВД подлежит включению в стаж в МКС. В силу же ст.7 Закона РФ от 12.07.1993 №4468-1 он, как пенсионер органов внутренних дел, имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости, за исключением ее базовой части. В судебном заседании истец уточнил требования, просил признать за ним только право на получение трудовой пенсии по старости с ** ** **. Представитель ответчика Машкалева О.А. иск не признала. Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования истица не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: ** ** ** Лютоев Ю.Д. обратился в Управление с заявлением о выдаче справки о праве на пенсию по старости для представления в органы соцзащиты, представив копию трудовой книжки. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, при наличии страхового стажа - не менее 25 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС) не менее 15 календарных лет либо в приравненных к ним местностях (МКС) не менее 20 календарных лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта. По трудовой книжке стаж Лютоева Ю.Д. на ** ** ** составил: ... года ... месяцев ... день, в МКС — ... лет ... месяцев ... дней. При подсчете стажа в стаж работы в МКС Лютоева Ю.Д. не были засчитаны периоды его прохождения службы в органах внутренних дел с ** ** ** по ** ** ** Порядок подсчета страхового стажа регулируется статьями 10 и 11 Закона от 17.12.2001 г., в которых указывается, что в страховой стаж включаются следующие периоды: - работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР); - иной деятельности, при условии уплаты страховых взносов в ПФР; - иные периоды, в т.ч. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (без условия уплаты страховых взносов). Таким образом, Закон от 17.12.2001 г. предусматривает включение периода прохождения военной службы только в страховой стаж. Порядок подсчета стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. пост. Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516). Пункт 2 Правил предусматривает перечень работ, которые суммируются при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости (в том числе работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - подпункт 11). Порядок суммирования периодов работ, указанных в пункте 2 Правил, определен пунктом 3 Правил. В соответствии с данным пунктом к периодам работы на Севере прибавляются периоды работы в особых условиях труда, указанные в подпунктах 1-10, в которых не предусмотрены периоды прохождения военной службы. Таким образом, Правила не предусматривают суммирование стажа работы на Севере и периодов прохождения военной службы. До 01.01.2002 г. условия назначения пенсий регулировались Законом РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Пенсия по старости в связи с работой на Севере назначалась по ст. 14 Закона РФ от 20.11.90 г. Согласно ч. 4 ст. 14 Закона РФ от 20.11.90 г. к работе на Севере приравнивались периоды работы, предусмотренные ст. 12 Закона РФ от 20.11.90 г. (работа с особыми условиями труда). Иные периоды, которые включались в специальный трудовой стаж, устанавливались ст. 92.1 Закона РФ от 20.11.90 г. - это время инвалидности 1 и 2 групп вследствие увечья, связанного с производством или с профессиональным заболеванием. Период прохождения службы согласно ст. 90 Закона РФ от 20.11.90 г. включался только в общий трудовой стаж. Часть четвертая статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, устанавливает льготный порядок зачета в трудовой стаж времени нахождения на службе в органах внутренних дел в особых условиях, а именно: Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Таким образом, Закон от 17.12.2001 г. и Закон РФ от 20.11.90 г., а также Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусматривают включение периодов прохождения военной службы только в страховой (общий) трудовой стаж. В связи с этим период прохождения службы обоснованно включен только в страховой стаж Лютоева Ю.Д. Государственная служба и работа по трудовому договору представляют собой различные формы реализации права на труд. Военная служба является особым видом государственной службы. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Пенсии, назначенные в соответствии с вышеуказанным Законом РФ, являются одним из видов государственных пенсий. Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию и устанавливая правило включения периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы на Севере, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (взносы на государственное социальное страхование .) за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, то есть по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы на Севере, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным. Обоснованность изложенной правовой позиции подтверждается и Определением Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 г. № 14-0. Поскольку стажа работы в МКС у истца не достаточно, следовательно, право на пенсию по достижении возраста 55 Лютоев Ю.Д. не имеет. С учетом вышеуказанного стажа Лютоев Ю.Д. будет иметь право на пенсию в соответствии с абз. 3 п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона по достижении возраста 57 лет. На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Лютоева Ю.Д. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о признании права на получение трудовой пенсии по старости с ** ** ** отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Сироткина Е.М. а