Дело № 2-3580/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Огневой С.Б., При секретаре Маринюк О.А., С участием прокурора Загидулиной Л.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар 25 июля 2011 года гражданское дело по иску Прокурора г. Сыктывкара в интересах Богданова И.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РК о признании действий незаконными, взыскании единовременной денежной компенсации, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Сыктывкара в интересах Богданова И.И. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной компенсации. В ходе судебного разбирательства Прокурор уточнил заявленные требования, просил признать действия Агентства Республики Коми по социальному развитию, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, выразившиеся в предоставлении сведений ..., состоявших на учете для обеспечения транспортными средствами в органах соцзащиты без учета Богданова И.И., незаконными, взыскании единовременной денежной компенсации в сумме ... руб., выплачиваемой взамен предоставления автомобиля, поскольку по вине ответчика он не был своевременно включен в список лиц, имеющих право на данную денежную компенсацию, взыскании единовременной денежной компенсации. В обоснование заявленных требований, указал, что Богданов И.И. состоял на учете в Министерстве социальной защиты населения на получение спецтранспорта ... по общему заболеванию в соответствии с медицинскими показаниями. В период с ** ** ** по ** ** ** находился в местах лишения свободы. Был исключен ответчиком из списка лиц, состоявших для обеспечения транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, тем самым ограничен в реализации права на получение меры социальной поддержки, гарантированной государством. Судом для участия в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РК. В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивала. Указала, что права Богданова И.И., ... на получение единовременной денежной компенсации были нарушены Агентством, ненадлежащим образом исполнившим свои полномочия и не получившим необходимой от Богданова И.И. информации о способе реализации своего права. Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию иск не признала, указав, что реализация ... права на обеспечение транспортным средством носит заявительный характер и зависит от его волеизъявления, поскольку истец своим правом своевременно не воспользовался, соответственно у него нет оснований для взыскания заявленных денежных средств. Представитель Министерства финансов РК иск не признал, заявив о пропуске иском трехмесячного срока для обжалования действий ответчика. Дело рассматривалось в отсутствии представителя ответчика МЗиСР РФ, представившего письменный отзыв. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению, учитывая следующее. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции действовавшей до 1 января 2005 года) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 19 января 2008 года № 15) во исполнение Федерального закона «О ветеранах» было установлено, что для обеспечения инвалидов, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, используются, учитывая прекращение производства автомобилей марки «Запорожец», автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет. В соответствии со ст. 20 Закона Республики Коми от 27 мая 1992 года «О социальной защите инвалидов в Республике Коми» инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. С 1 января 2005 нормы ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Республики Коми «О социальной защите инвалидов в Республике Коми», касающиеся вопросов предоставления льгот в натуре, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Кроме того, фактически утратило силу и Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно». Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ). В отношении категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не было реализовано возникшее ранее право на льготы в натуральной форме в виде обеспечения автотранспортом по медицинским показаниям, действовали Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами». Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что инвалиды – граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере ... руб. Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло , одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации . Истец состоял в очереди лиц, имеющих право на получение спецавтотранспорта, куда был поставлен В период с ... по ** ** ** отбывал наказание в местах лишения свободы. При обращении истца в Агентство РК по социальному развитию , Богданову И.И. сообщили, что в связи с тем, что из УСЗН по г. ... поступили сведения о неизвестности места его проживания, заявление для получения компенсации представлено не было, он исключен из списков инвалидов, проживающих на территории РК, которые состояли на учете для обеспечения транспортными средствами На органы социальной защиты населения субъектов РФ была возложена обязанность по предоставлению списков инвалидов, которые состояли на учете для обеспечения транспортными средствами, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с пп. «б» п.1 Указа Президента РФ от 06 мая 2008 года №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», пп. «в» п.2 Порядка предоставления форм списков инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для обеспечения легковыми автомобилями и получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 года №494н, пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 года №495н «Об утверждении сроков выплат единовременной денежной компенсации отдельным категориям инвалидов» инвалидам вследствие общего заболевания выплачивалась единовременная денежная выплата в размере ... рублей взамен предоставления транспортного средства. Органы социальной защиты населения представляли соответствующие списки , выплата по которым была завершена . Согласно п.2 Постановления Правительством РФ от 12 сентября 2008 года № 670 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Из материалов дела следует, что в представленный УСЗН Агентства РК по социальному развитию по г. ... в адрес Агентства РК по социальному развитию список Богданов И.И. включен с отметкой о том, что в жилищной базе не числиться Вместе с тем, в поквартирной карточке на кв... по ул. ..., в которой зарегистрирован истец, имеется отметка об осуждении Богданова И.И. В адресованном в адрес Агентства РК по социальному развитию письме указано, что Богданов И.И. также отсутствует в базе данных Пенсионного фонда. Однако в материалах дела имеется корешок, подтверждающий прием заявления Богданова И.И. об отказе от получения набора социальных услуг . Дата приема заявления Пунктом 4 Постановления Правительством РФ от 12 сентября 2008 года № 670 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, . состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями. Суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что Агентство РК по социальному развитию ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по ведению списка, у ответчика имелась возможность своевременно решить данный вопрос и в установленный срок подать об истце сведения в Минздравсоцразвития России. При принятии решения Агентством не было учтено, что отсутствие заявления от Богданова И.И. не является основанием для исключения (невключения) его в список лиц, которые состояли на учете . Суд также учитывает нахождение истца в местах лишения свободы в период перехода на денежную компенсацию, выплачиваемую взамен предоставления автомобиля, что безусловно ограничивало Богданова И.И. в информации. Напротив, между Агентством и Отделением Пенсионного фонда РФ по РК имеется соглашение между информационном взаимодействии по обмену сведениями о лицах, содержащихся в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2009 г. № 409 «О Министерстве финансов Республики Коми» Министерство финансов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Коми и координирующим деятельность в данной сфере министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми. Согласно п. 67, 68 Положения о Министерстве финансов Республики Коми, МФ РК исполняет судебные акты по искам к Республике Коми о взыскании денежных средств за счет средств казны Республики Коми; в установленном законодательством порядке организует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Республики Коми по денежным обязательствам бюджетных учреждений Республики Коми. В силу ч. 3 ст.158 БК РФ Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Из содержания статьи 1071 Гражданского кодекса РФ следует, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Таким образом, вред, причиненный истцу, ненадлежащим исполнением Агентством РК по социальному развитию обязанности по своевременному предоставлению в Минздравсоцразвития России сведений в отношении Богданова И.И., в связи с чем, последний был лишен права на получение единовременной денежной выплаты взамен предоставления транспортного средства в сумме ... рублей, подлежат возмещению за счет казны Республики Коми. Поскольку от имени казны Республики Коми выступает Министерство финансов РК, соответственно взыскание должно быть произведено с Министерства финансов РК. При этом довод ответчика о нарушении истцом трехмесячного срока обращения в суд для обжалования действий ответчика, судом во внимание не принимается, поскольку в данном случае оспаривается право истца на денежную компенсацию, поскольку по вине ответчика он не был своевременно включен в список лиц, имеющих право на данную денежную компенсацию. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия Агентства Республики Коми по социальному развитию, выразившиеся в предоставлении сведений об инвалидах, состоявших на учете для обеспечения транспортными средствами в органах соцзащиты без учета Богданова И.И., незаконными. Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Богданова И.И. денежные средства в сумме ... рублей. В удовлетворении иска Прокурора г. Сыктывкара в интересах Богданова И.И. к Министерству здравоохранения и социального развития РФ отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в 10-дневный срок со дня составления мотивированного решения. Судья Огнева С.Б.