Дело № 2-45371/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поповой Т.А., при секретаре Прохоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 01 июля 2011 года гражданское дело по иску Соколова А.А. к ООО «Эльдорадо» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной суммы, неустойки, убытков, компенсации морального вреда у с т а н о в и л: Соколов А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском к обособленному подразделению магазин ООО «Эльдорадо» о расторжении договора купли-продажи ноутбука ... модели ... серийный номер ..., заключенного взыскании стоимости товара в размере ... руб., разницы между уплаченной за ноутбук суммой и ценой ноутбука без скидки в размере ... руб., неустойки за непредоставление на период ремонта ноутбука аналогичного товара в размере ... % от его стоимости за каждый день, начиная с ** ** ** по ** ** ** в размере ... руб., неустойки за просрочку замены ноутбука в размере ... % за каждый день просрочки, начиная с ** ** ** до удовлетворения требований о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, связанных с необходимостью ремонта предшествующего ноутбука в размере ... руб., платы за предоставление кредита в размере ... руб., компенсации морального вреда в размере ... руб. В обоснование требований истец указал, что приобрел ноутбук, а также сертификат программы дополнительного сервиса на ** ** **. В ** ** ** вышел из строя ..., был произведен гарантийный ремонт, в ** ** ** вновь перестал работать ..., а в ** ** ** ..., ноутбук совсем перестал функционировать. ** ** ** сдал его в ремонт, в установленный срок ремонт произведен не был, ** ** ** обратился с письменной претензией, в которой потребовал произвести замену товара, до настоящего времени требование не удовлетворено, в связи с чем просит расторгнуть договор купли-продажи. В последующем истец уточнил ответчика, произведена замена ненадлежащего ответчика с Обособленное подразделение «...» ООО «Эльдорадо» на ООО «Эльдорадо». В судебном заседании истец от требований о взыскании разницы между уплаченной за ноутбук суммой и ценой ноутбука без скидки в размере ... руб., а также платы за предоставление кредита в размере ... руб. отказался, производство по делу в этой части прекращено, вынесено соответствующее определение. В судебном заседании истец требования поддержал, мотивируя тем, что обратился с устным требованием предоставления на период ремонта другого ноутбука, было отказано, был вынужден ремонтировать предшествующий ноутбук, понес расходы в размере ... руб., в оговоренный срок ремонт ноутбука не произведен, аналогичный товар с теми же характеристиками в магазине отсутствует, ответчик предлагал взамен ноутбуки других моделей, которые не соответствовали по функциям его ноутбуку, до настоящего времени товар ему не возвращен, просит расторгнуть договор. Представитель ответчика с иском не согласился, указывая, что подменного фонда в магазине не имелось, в связи с чем было отказано истцу в предоставлении аналогичного товара на период ремонта ноутбука; до настоящего времени ремонт ноутбука не произведен, в магазине аналогичный товар отсутствует, истцу предлагались другие модели ноутбука либо любой иной товар, однако истец не согласился. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Установлено, что Соколов А.А. приобрел в ООО «Эльдорадо» ноутбук ... модель ... серийный номер ... стоимостью ... руб., что подтверждается кассовым чеком. На указанный товар был установлен гарантийный срок ... месяцев. Кроме того, истец приобрел сертификат программы дополнительного сервиса на ** ** **, уплатив за это ... руб., согласно данному сертификату ООО «Эльдорадо» приняло на себя обязательства по сервисному обслуживанию: .... В случае, если в период действия данного сертификата товар окажется в состоянии неремонтопригодности, он подлежит обмену на новое изделие той же фирмы-производителя и той же модели. Если данная модель товара больше не производится или не продается в магазинах «Эльдорадо», товар подлежит обмену на другую модель с аналогичными характеристиками и равной ценой. Согласно дополнению к сертификату программы дополнительного сервиса гарантийный срок на товар - период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка производственного характера, производитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей». Установленный производителем гарантийный срок на товар, право на дополнительное сервисное обслуживание которого предоставлено сертификатом, составляет 3 года. Согласно ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы – период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании п. 6 ст. 19 и п. 6 ст. 29 Закона. Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом. Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 ст. 18 Закона, а после окончания действия дополнительного обязательства – в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона. В соответствии абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Установлено, что в пределах действия дополнительного обязательства истец обнаружил, что ноутбук перестал функционировать (...), в связи с чем сдал его продавцу для проведения гарантийного ремонта по сертификату программы дополнительного сервиса. В соответствии с квитанцией о приеме срок ремонта составил ... дней. Согласно техническому заключению ... представленному ответчиком, нарушений правил эксплуатации не обнаружено, аппарат находится в стороннем сервисном центре, ожидает поставки запасных частей. Таким образом, в установленный срок (... дней) ремонт ноутбука произведен не был, товар истцу не возвращен. В соответствии со ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьей 20 сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20-22, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей». В силу ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: - потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); - потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; - потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; - потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. ** ** ** Соколов А.А. обратился к ответчику с претензией, в которой просил в семидневный срок произвести замену ноутбука на аналогичный, либо расторгнуть договор купли-продажи. Указанная претензия получена ответчиком однако требование о замене товара на аналогичный товар до настоящего времени ответчиком не удовлетворены, аналогичный товар не предоставлен, предлагавшийся товар не соответствовал по техническим характеристикам приобретенному истцом (....), что для истца является существенным, в связи с чем Соколов А.А. обратился с иском в суд, в котором просит расторгнуть договор купли-продажи. Согласно ст. 21 Закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара – в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что на момент предъявления истцом требований о замене товара ненадлежащего качества, аналогичный товар в магазине отсутствовал. Ответчик в установленный срок замену товара не произвел, истец согласно ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» потребовал ** ** ** (дата обращения в суд) расторжения договора. В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании неустойки за просрочку удовлетворения требований о замене товара на аналогичный подлежат удовлетворению за период с ** ** ** (срок истечения месячного срока для удовлетворения требований истца) по ** ** ** (предъявление новых требований о расторжении договора купли-продажи). Истец в судебном заседании определил цену товара как стоимость приобретенного товара ... руб. Сумма неустойки составит ... руб. (... руб. х ... % х ... дн.). В соответствии со ст. 333 ГК РФ, учитывая компенсационную природу выплат, суд полагает снизить размер неустойки до ... руб. Согласно ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» в случае невыполнения требовании потребителя в сроки, предусмотренные ст. 20-22 Закона, потребитель по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 Закона. В силу ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Поскольку в оговоренный сторонами срок ремонт ноутбука произведен не был, в установленный законом срок не произведена замена товара ненадлежащего качества, требования истца о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной за товар суммы в размере ... руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Истец в судебном заседании пояснил, что при сдаче ноутбука в ремонт он потребовал предоставления ему на период ремонта в безвозмездное пользование товара с такими же свойствами, в чем ему было отказано, в связи с отсутствием подменного фонда, данное обстоятельство подтверждено ответчиком в судебном заседании. В силу ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец, либо уполномоченная организация обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Согласно ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Истец просит взыскать неустойку за период с ** ** ** до ** ** ** включительно, размер неустойки составляет ... руб. (... руб. х ... % х ... дн.), суд полагает возможным в силу ст. 333 ГК РФ снизить размер неустойки до ... руб. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре, вправе потребовать замены товара, устранить недостатки, потребовать возврата уплаченной суммы. При этом потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Поскольку истец был лишен возможности пользоваться товаром, ответчик не предоставил ему на период ремонта товар, обладающий этими же свойствами, Соколов А.А. был вынужден отремонтировать имевшийся у него другой нерабочий ноутбук, за что уплатил ... руб., что подтверждается квитанцией и справкой ИП В.Л., указанные расходы явились для него убытками, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Установлено, что ответчиком нарушены права истца как потребителя, он был вынужден неоднократно обращаться к ответчику, в течение длительного времени его требования, гарантированные законом, не удовлетворялись, отчего испытывал страдания и переживания, при таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Вместе с тем заявленную истцом сумму суд считает завышенной и полагает возможным определить к взысканию с ответчика в счет компенсации морального вреда ... рублей. Данная сумма разумна, справедлива, определена с учетом всех обстоятельств дела, характера и объема причиненных нравственных страданий. В силу п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Статьей 46 Бюджетного кодекса РФ установлено, что данный штраф подлежит зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и другими законодательными актами РФ. С учетом общей суммы, взысканной с ответчика в пользу истца в размере ... руб. (...) размер штрафа, подлежащий взысканию с ответчика в местный бюджет составляет ... руб. Поскольку исковые требования истца удовлетворяются, в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере ... руб. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Соколова А.А. удовлетворить частично. Расторгнуть договор купли-продажи ноутбука ACER модели ... серийный номер ..., заключенного между ООО «Эльдорадо» и Соколовым А.А.. Взыскать с ООО «Эльдорадо» в пользу Соколова А.А. стоимость приобретенного товара в размере ... руб.; неустойку за нарушение требований предоставления на период ремонта товара, обладающего такими же свойствами, в размере ... руб.; неустойку за невыполнение требований замены товара ненадлежащего качества в размере ... руб.; убытки в размере ... руб.; компенсацию морального вреда в размере ... руб. Взыскать с ООО «Эльдорадо» госпошлину в доход государства в размере ... руб. и штраф в местный бюджет в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий Т.А.Попова Председательствующий Т.А.Попова