Дело № 2-2177/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поповой Т.А., при секретаре Прохоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «28» июня 2011 года гражданское дело по заявлению Агентства РК по социальному развитию о признании действий должностного лица Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми незаконными у с т а н о в и л: Агентство РК по социальному развитию обратилось в Сыктывкарский городской суд РК с заявлением о признании незаконными действий Государственного инспектора труда П.Н. при проведении проверки ... выразившиеся в отказе руководителю Агентства надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, в переделах срока определенного для ее проведения, нарушающими права Агентства, а также признании действий государственного инспектора П.Н. по рассмотрению трудового спора, связанного с процедурой увольнения директора Государственного учреждения РК «...», предпринятых при осуществлении функции по надзору и контролю, незаконными, превышающими полномочия. В судебном заседании представитель Агентства РК по социальному развитию требования поддержала. Государственный инспектор труда П.Н., Государственная инспекция труда в РК участия в суде не приняли, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Заслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела ** ** **, суд приходит к следующему. Установлено, что в Государственную инспекцию труда в РК поступило обращение Н.Ф., в котором она указала, что была незаконно уволена из ГУ РК «...», в нарушение требований ст. 81, 84.1 ТК РФ, в период нахождения на листке нетрудоспособности. На основании данного обращения распоряжением ... руководителя государственной инспекции труда, главным государственным инспектором труда в РК назначена внеплановая выездная проверка Агентства РК по социальному развитию на предмет проверки соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Согласно акту проверки ... государственным инспектором труда П.Н. в Агентстве РК по социальному развитию были выявлены нарушения обязательных требований трудового кодекса РФ, а именно: - в нарушение требований п. 13,14 ч. 1 и 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ, с директором ГУ РК «...» Н.Ф. по основаниям п. 2 ст. 278 ТК РФ был расторгнут трудовой договор ... (приказ ... .) в период ее временной нетрудоспособности, согласно листку нетрудоспособности ... наступившего у работника - в нарушение требований ч. 1 ст. 67 Трудового кодекса РФ, в хранящемся в работодателя экземпляре трудового договора ... директора ГУ РК «...» Н.Ф. запись, подтверждающая получение работником экземпляра трудового договора не заверена подписью работника; - в нарушение требований ч. 1 и 3 ст. 57 Трудового кодекса РФ, срочный трудовой договор ... директора ГУ РК «...» Н.Ф., состоявшей в трудовых отношениях с работодателем по ** ** ** не был дополнен недостающими сведениями: ...; - в нарушение требований ч. 2 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ при невозможности доведения приказа о расторжении трудового договора до сведения уволенного директора ГУ РК «...» Н.Ф., на приказе ... не произведена запись о невозможности доведения приказа до сведения работника или отказе работника от ознакомления с приказом под роспись; - в нарушение требований ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ трудовым договором ... директора ГУ РК «...» Н.Ф., состоявшей в трудовых отношениях с работодателем по правилами внутреннего трудового распорядка, не установлены дни выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца; - в нарушение требований ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, не регламентирована ответственность работодателя. Предписанием ... государственный инспектор труда П.Н. обязал руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию И.В. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до ** ** ** отменить приказ (распоряжение) ... о расторжении трудового договора с директором ГУ РК «...» Н.Ф., уволенной по основаниям п. 2 ст. 278 ТК РФ; трудовой договор ... заключенный с Н.Ф., заверить подписью работника о получении им экземпляра трудового договора, а также внести в него недостающие сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), об обязательном социальном страховании, месте работы, обстоятельствах (причинах), послуживших основанием для заключения срочного трудового договора; внести в приказ ... запись о невозможности доведения его до сведения работника или отказе работника от ознакомления под роспись; установить дни выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца, регламентировать ответственность работодателя. Согласно ст.ст. 353, 354 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работниками на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда. Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Статьей 358 ТК РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций). Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Решением Сыктывкарского городского суда РК от 21.01.2011г. акт проверки ... и предписание ... в части выявленных нарушений (п. 1,2,3,5,6) государственного инспектора труда (правового) Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в РК признаны незаконными и отменены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК решение Сыктывкарского городского суда РК от 21.01.2011г. о признании незаконным и отмене акта проверки государственного инспектора труда (правового) Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в РК ... отменено, производство в этой части прекращено; в остальной части решения суда оставлено без изменения. Перечисленными выше судебными постановлениями установлено, что государственным инспектором труда П.Н. на Агентство РК по социальному развитию необоснованно возложена обязанность по отмене приказа (распоряжения) ... о расторжении трудового договора с директором Государственного учреждения РК «...» Н.Ф., уволенной по основаниям п. 2 ст. 278 ТК РФ, поскольку предписание в указанной части могло быть выдано только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Факт наличия листка нетрудоспособности Н.Ф. в день увольнения, при наличии фактических обстоятельств ознакомления работника с приказом об увольнении и без надлежащей проверки порядка увольнения, не свидетельствовали об очевидности нарушения трудового законодательства. Указанные обстоятельства увольнения подлежат проверке судом в рамках индивидуального трудового спора. Таким образом, исходя из положений ст. 357 Трудового кодекса РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках ст. 381-397 ТК РФ, в частности, спор о законности увольнения с работы и восстановлении на работе, в силу ст. 391 Трудового кодекса РФ подлежит рассмотрению судом. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не решает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Государственный трудовой инспектор, возлагая на руководителя Агентства РК по социальному развитию обязанность отменить приказ о расторжении трудового договора с Н.Ф., не обладая полномочиями рассмотрения такого спора, фактически разрешил по существу спор между работником и работодателем, подведомственный суду, в связи с чем, требования Агентства РК по социальному развитию г. Сыктывкара о признании действий государственного инспектора труда (правового) П.Н. по рассмотрению трудового спора, связанного с процедурой увольнения Н.Ф., предпринятых при осуществлении функций по надзору и контролю, вышли за пределы возложенных на него полномочий, его действия по вынесению предписания, обязывающего отменить приказ об увольнении Цветковой Н.Ф., являются незаконными. Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки. В соответствии с п. 7 ст. 18 данного Закона должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки. В силу ст. 21 Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: - непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом; - знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; - обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Частью 12 ст. 16 Закона предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Акт государственного инспектора труда, составленный при проведении проверки, является документом, подтверждающим проведение проверки и наличие выявленных нарушений, не содержит каких-либо предписывающих (обязывающих) требований, которое может быть обжаловано в порядке ст. 254 ГПК РФ, 361 ТК РФ. Агентство РК по социальному развитию было уведомлено о времени проведения проверки. Как следует из акта проверки руководитель Агентства РК по социальному развитию отказался от ознакомления с актом проверки, согласно пояснений представителей Агентства РК по социальному развитию в связи с тем, что время для ознакомления было отведено недостаточно, намерен был ознакомиться совместно со специалистами Агентства. Суд не находит оснований для признания незаконными действий государственного инспектора труда в части отказа в ознакомлении руководителя Агентства с результатами проверки в пределах установленного срока для ее проведения, поскольку ознакомиться с материалами проверки он имел возможность, копию акта проверки получил ( ...), с указанного времени имел возможность в пятнадцатидневный срок представить в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений, т.е. права Агентства РК по социальному развитию нарушены не были. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконными действия государственного инспектора труда (правового) П.Н. в части выдачи предписания ... об обязании Агентство РК по социальному развитию отменить приказ (распоряжение) ... о расторжении трудового договора с директором Государственного учреждения РК «...». В удовлетворении требований Агентства РК по социальному развитию о признании незаконными действий государственного инспектора труда (правового) П.Н. в отказе руководителю Агентства РК по социальному развитию знакомиться с материалами проверки – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий Т.А.Попова Председательствующий Т.А.Попова