Об обязании принять меры к соблюдению требований законодательства



Дело № 2-6946/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием прокурора Борисова В.Г.,

представителя третьего лица Зайцева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

31 августа 2011 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Трудлес» об обязательстве произвести действия,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Трудлес» о признании бездействием ООО «Трудлес» по непринятию мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, а также требований договора ... ., принятого на основе Лесного кодекса РФ и соглашения об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемых ООО «Трудлес» лесных участках, расположенных в границах ГУ «...» ; обязательстве ООО «Трудлес» принять меры к соблюдению требований лесного законодательства, а именно укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Бутканского участкового лесничества ГУ «...» в соответствии с нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, а именно дополнительно поставить в пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующее оборудование: ....

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, полагал возможным установить ответчику для устранения допущенных нарушений

Представитель третьего лица Комитета лесов Республики Коми полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заявленный иск в силу ст.28 АПК РФ подлежит рассмотрению Арбитражным судом Республики Коми; просил производство по делу прекратить.

По правилам ст.220 ГПК РФ, производство по делу подлежит прекращению судом при наличии оснований, предусмотренных п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, в том числе, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.

Согласно п.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Арбитражные суды в силу положений ст.ст.27, 28 АПК РФ рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По содержанию поданного заявления, его предъявление инициировано ненадлежащим исполнением ООО «Трудлес» возложенных законодательством обязанностей в сфере лесопользования, обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Поскольку предъявление настоящего иска не связано с осуществлением ответчиком экономической деятельности, вытекает из отношений по соблюдению последним обязательственных прав, неисполнение которых влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, подача указанного заявления в суд общей юрисдикции является обоснованной.

Соответственно, доводы ответчика в части отнесения заявленных требований к спору, связанному с осуществлением ООО «Трудлес» экономической деятельности и как следствие отнесение заявленного спора к подведомственности арбитражного суда, является ошибочным, а прекращение производства по делу в порядке требований ст.220 ГПК РФ неправомерным.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Трудлес» был заключен договор аренды лесного участка ..., по которому ООО «Трудлес» передан в долгосрочное временное пользование (аренду) сроком на ... лет лесной участок в ГУ «...» в кварталах ... Бутканского участкового лесничества площадью ... гектар.

В силу п.4.4.9 договора в случае возникновения лесного пожара ООО «Трудлес» обязано обеспечить его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладке просек, противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с указанным договором ООО «Трудлес» приняло на себя обязательства, в том числе, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в соглашении, заключенном в соответствии с проектом освоения лесов за счет средств арендатора /п.4.4.10 договора/.

лесничим Бутканского участкового лесничества ГУ РК «...» проводилась проверка готовности к пожароопасному сезону , в ходе которой было установлено, ....

В соответствии со ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Статьей 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.п.3, 4 ст.53 Лесного кодекса РФ).

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов /ст.53.1 Лесного кодекса РФ/.

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах устанавливаются Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. №417, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пп.«в» п.13 Правил, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что ООО «Трудлес» не представило доказательств соблюдения нормы наличия средств пожаротушения, суд находит требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Трудлес» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.

Признать бездействием ООО «Трудлес» непринятие мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, а также требований договора ... принятого на основе Лесного кодекса РФ и соглашения об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемых ООО «Трудлес» лесных участках, расположенных в границах ГУ «...»

Обязать ООО «Трудлес» принять меры к соблюдению требований лесного законодательства, а именно укомплектовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых участках Бутканского участкового лесничества ГУ «...» в соответствии с нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, а именно ....

Взыскать с ООО «Трудлес» в доход государства ... рублей государственной пошлины.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200