Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Маркова С.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании действий незаконными, предоставлении выплаты, у с т а н о в и л : Прокурор обратился в суд с иском в интересах Маркова С.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконными действий по отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты, предоставлении единовременной денежной выплаты. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация МО ГО «Сыктывкар», Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», Шевелева Ф.Е. В судебном заседании прокурор и Шевелева Ф.Е. иск поддержали. Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию с иском не согласилась. Представители Администрации МО ГО «Сыктывкар», Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» позиции по спору не высказали. Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Марков С.Н. является инвалидом с детства (справка ВТЭ ... .), и с ** ** **. в установленном порядке поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием по адресу: г.Сыктывкар, .... Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию ... Маркову С.Н. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, и указанный отказ является незаконным, учитывая следующее. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются члены семьи собственника, обеспеченные жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с решением Совета МО «Город Сыктывкар» ... г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения установлена в размере ... квадратных метров общей площади жилого помещения. До ** ** ** учетная норма в г.Сыктывкаре составляла ... кв.м. (Указ Главы Республики Коми ...). Марков С.Н. сохраняет регистрацию и фактически проживает по адресу: г.Сыктывкар, ... На праве собственности, социального найма Маркову С.Н. жилья не принадлежит. Квартира по адресу: г.Сыктывкар, ..., имеет одну комнату, общую площадь, ... кв.м. и принадлежит на праве собственности матери Маркова С.Н. - Шевелевой Ф.Е. Таким образом, доля общей площади квартиры, приходящаяся на Маркова С.Н. в настоящее время превышает учетную норму, установленную решением Совета МО «Город Сыктывкар» ... (... кв.м.) и до ** ** ** Указом Главы Республики Коми ... (... кв.м.). Однако ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, также признаются граждане, проживающие в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Соответствующий Перечень заболеваний, утвержден Постановлением Правительства РФ 16.06.2006 г. N 378. В соответствии с актом ГУ «...» ... Марков С.Н. в связи с имеющимся заболеванием (код ...) имеет право на дополнительную жилую площадь, что свидетельствует о нуждаемости Маркова С.Н. в улучшении жилищных условий в силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Более того, Марков С.Н. был поставлен Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в составе семьи Шевелевой Ф.Е. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь, в льготную очередь инвалидов, и жилищные условия Маркова С.Н. с указанного времени не изменились. В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам государством гарантируются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем в размере общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (статья 17 Федерального закона). В силу Закона Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде социальных выплат для приобретения жилья определяются Правительством Республики Коми. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г. в Республике Коми, утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 07.11.2006 г. N 282. Государством инвалидам гарантируется предоставление единовременной денежной выплаты для приобретения отдельного благоустроенного жилья. В соответствии со ст.55 Жилищного кодекса РФ граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в Законе. До вступления в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусматривались статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР. К таким основаниям относились: 1) улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезд на другое постоянное место жительства; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Со вступлением в действие Жилищного кодекса РФ с 01 марта 2005г. основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 Жилищного кодекса РФ: 1) подача ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. С учетом положений ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Обстоятельств утраты оснований, дающих Маркову С.Н. право на обеспечение за счет государства отдельным благоустроенным жилым помещением, в котором Марков С.Н. безусловно нуждается в силу имеющейся инвалидности, либо наличии оснований для его снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении судом не установлено, поскольку Марков С.Н. с момента его принятия на учет по имеющейся льготе не обеспечен. Таким образом, суд полагает, что у Агентства Республики Коми по социальному развитию не имелось законных оснований, для отказа Маркову С.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, право на которую предоставлено ему статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях восстановления нарушенного ответчиком права Маркова С.Н. (ст. 12 Гражданского кодекса РФ) на Агентство Республике Коми по социальному развитию подлежит возложению обязанность предоставить Маркову С.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в порядке статей 14,16,21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов». Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора в интересах Маркова С.Н. удовлетворить. Признать незаконными действия Агентства Республики Коми по социальному развитию по отказу Маркову С.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты. Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Маркову С.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в порядке статьями 14,16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента составления его мотивированной части. Судья - Патрушева А.Г.