о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-6788/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Маринюк О.А.,

с участием прокурора Боймиструк Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 августа 2011 года гражданское дело по заявлению Прокурора г. Сыктывкара в интересах Беспаликова С.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара, действующий в интересах Беспаликова С.В., обратился в суд с заявлением о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по внеочередному предоставлению Беспаликову С.В. благоустроенного жилого помещения размером не менее 33 кв.м. на условиях договора социального найма в пределах территории г. Сыктывкара. В обоснование заявленных требований указал, что Беспаликов С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения. На основании постановления Администрации МО ГО «Сыктывкар» Беспаликов С.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1991 года, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурора Боймиструк Н.Л. на иске настаивала. Пояснила, что истец в настоящее время зарегистрирован и фактически проживает в квартире по адресу: Сыктывкар, ул. ..., д. ..., кв. ..., принадлежащей Гудзь Е.Н., брак с которой не зарегистрирован. Сам Беспаликов С.В. право на обеспечение жилым помещением по установленной законом льготе не реализовал.

Истец Беспаликов С.В. настаивал на заявленных требованиях. Суду пояснил, что с 1980 по 1987 г.г. воспитывался в Школе-интернате, после которой окончил ПУ № ... по специальности электрогазосварщик. После демобилизации из армии встал на учет в Администрации, однако жилое помещение не было предоставлено. В настоящее время проживает в квартире Гудзь Е.Н., на праве собственности недвижимости не имеет.

Представитель ответчика Кокорин С.Л. иск не признал со ссылкой на доводы, изложенные в письменном отзыве, указав, что отсутствие финансирования из республиканского бюджета не позволяет им осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также полагал, что, поскольку Беспаликов С.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Сыктывкар, ул. ..., д. ..., кв. ... в качестве члена семьи, он не имеет права претендовать на предоставление жилья по предусмотренной законом льготе.

Третье лицо Гудзь Е.Н. поддержала исковые требования. Пояснила, что проживает с истцом без регистрации брака, право за Беспаликовым С.В. на квартиру, приобретенную ею в 1998 году, не признает. Кроме того, указанная квартира находится в деревянном неблагоустроенном доме, совместно с ними зарегистрированы несовершеннолетние дети Д. и В.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, учитывая следующее.

Беспаликов С.В., является лицом, оставшимся без попечения родителей. На основании решения Воркутинского городского народного суда мать истца В.В. лишена родительских прав, отец в запись акта о рождении вписан со слов матери, жилое помещение за истцом не сохранялось.

В период с ** ** ** по ** ** ** г.г. Беспаликов С.В. воспитывался в ... и находился на полном государственном обеспечении .

С ** ** ** по ** ** ** г.г. Беспаликов С.В. обучался в ...

С ** ** ** г. ** ** ** г. истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Постановлением Администрации г. Сыктывкара Беспаликов С.В. был принят с ** ** ** г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях за №... и на льготных условиях в очереди сирот за №....

Согласно ответу Отдела учета и распределения жилья Администрации МО ГО «Сыктывкар» Беспаликов С.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 1991 года. Жилых помещений администрацией муниципального образования ГО «Сыктывкар» Беспаликову С.В. в соответствии с льготным статусом сироты не предоставлялось.

В настоящее время Беспаликов С.В. зарегистрирован и проживает в кв. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара, принадлежащей на основании договора купли-продажи Гудзь Е.Н.

Данная квартира, общей площадью 40,3 кв. метров, в том числе жилой – 25,9 кв. метров, состоит из двух комнат и находится в деревянном доме.

Согласно данных Территориального отдела ЗАГС г. Сыктывкара актовая запись о заключении Беспаликовым С.В. брака отсутствует.

Факт наличия регистрации истца в указанной квартире не является основанием для реализации его прав на жилое помещение, так как согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Сведений о предоставлении Беспаликову С.В. жилого помещения в порядке реализации его льготы согласно ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суду не представлено.

Из материалов дела следует, что на праве собственности истцу жилье не принадлежит, государством по договору социального найма не предоставлялось.

В связи с чем, доводы представителя ответчика об обеспеченности истца жилым помещением как члена семьи Гудзь Е.Н., несостоятельны.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Закона РК от 22.11.2010 г. № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с 01.01.2011 г. государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.

Статьей 2 Закона РК от 22.11.2010 г. № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РК от 22.11.2010 г. № 139-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Учитывая, что Беспаликов С.В., являясь сиротой, проживает в жилом помещении частного жилищного фонда, не принадлежащем ему на праве собственности либо на условиях социального найма, состоит на учете как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения, он имеет право на предоставление жилья.

Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования, несостоятельны.

Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется исходя из различных расходов, рассчитанных по соответствующим Методикам (статья 12).

Отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств на указанные цели не является достаточным основанием для освобождения администрации МО ГО «Сыктывкар» от возложенной на нее обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Беспаликову С.В. благоустроенное жилое помещение на территории города Сыктывкара по договору социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек размером не менее 33 кв. м. общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья С.Б. Огнева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200