о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару



Дело №2-6560/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сироткиной Е.М.,

при секретаре Волыцкой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 12 августа 2011 года гражданское дело по заявлениям Щербетова Д.А., Белитского Г.А., Опарина И.М., Зайцева Д.М. о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару,

У С Т А Н О В И Л:

Щербетов Д.А., Белитский Г.А., Опарин И.М., Зайцев Д.М. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару. В обоснование своих заявлений указали, что в районе 12 часов 00 минут они направлялись по улице ... в сторону ... возле ..., где проводился согласованный с администрацией города митинг КПРФ, приуроченный к празднованию «...», при этом, в руках одного из них был флаг ... цвета. По пути их остановили сотрудники полиции и потребовали объяснить в связи с чем проводится шествие. Не получив удовлетворительных ответов сотрудники потребовали заявителей проехать с ними в отделение для разбирательства, где составили протоколы об административном правонарушении по п.2 ст.20.2 КоАП РФ, а именно, ...

В судебном заседании представитель заявителей Кикоть А.И. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Заявители в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель УВД по г.Сыктывкару Жарук И.А. с заявленными требованиями не согласилась.

Заслушав представителей сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, дела об административном правонарушении ..., суд считает требования заявителей подлежащими частичному удовлетворению

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В соответствии со ст.2 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принимать участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

В силу указанных норм закона участвовать в организованном в установленном порядке митинге имеют право любые граждане или их объединения, как имеющие какое-либо отношение к организатору пикета, так и не имеющие к нему отношение, получившие приглашение для участия в публичном мероприятии в порядке предварительной агитации.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Как следует из уведомления Сыктывкарского отделения КПРФ направленного в администрацию МОГО «...», на территории, прилегающей к зданию ..., с 10-00 до 12-00 будет проводиться митинг КПРФ, приуроченный к празднованию «...».

в адрес администрации МО ГО «...» направлено повторное уведомление о проведении праздничного митинга, в котором время проведения изменено на период с 11-00 до 14-00.

Свидетель П.И. суду пояснил, что является членом КПРФ возле ... с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут проходил митинг, присутствовало около ... человек, на который он приглашал и заявителей. На митинге распространялись газеты и листовки КПРФ, тема митинга «...». Поскольку они опаздывали, свидетель позвонил Зайцеву Д.М., от которого и узнал, что заявители задержаны за шествие.

Как поясняли заявители в предварительном заседании, они направлялись на указанное мероприятие пешком, проходя по ул. ..., в руках одного из них был флаг красного цвета, что и привлекло внимание сотрудников полиции, которые сначала остановили заявителей, а затем доставили их в дежурную часть для составления протоколов об административном правонарушении.

Согласно рапортам инспекторов службы ОБППСМ Г.Ю. и Р.В., производившим задержание заявителей они несли службу в ... на ООП ...; в 12 часов 30 минут был получен вызов от дежурной части, что по улице ... в сторону кольца идет группа молодых людей с флагами, в связи с чем были задержаны граждане Щербетов Д.А., Белитский Г.А., Опарин И.М. и Зайцев Д.М. Вышеперечисленные граждане проводили публичное шествие с флагами ... цвета по диагонали, а также раздавали бумажную продукцию с надписью «...». Пояснить к какой партии относятся, задержанные не смогли, указали, что бланочную продукцию изготовили сами, флаг тоже. В связи с чем были доставлены в дежурную часть УВД по г.Сыктывкару.

Как следует из отзыва УВД по г. Сыктывкару, сотрудники полиции, увидев группу людей, организованно двигавшуюся с флагами по ул.... и раздававшую по ходу движения листовки, квалифицировали действия заявителей как нарушение порядка проведения публичного мероприятия в форме шествия, установленного Федеральным законом №54-ФЗ, поскольку указанная акция была несанкционированна, а публичное мероприятия, заявленное, как митинг КПРФ, был в то время окончен. После чего сотрудниками полиции было принято решение о пресечении данного правонарушения, доставлении в дежурную часть для установления личности получения объяснения по указанному факту и составления протокола об административном правонарушении.

В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Как пояснила представитель УВД по г.Сыктывкару, у сотрудников ППМС отсутствовала возможность составления протокола об административном правонарушении в отношении заявителей на месте, поскольку в связи с проведением шествия ими были установлены нескольку участников публичного мероприятия, которые на месте давали противоречивые объяснения, отрицали свое участие в данном мероприятия. Личность заявителей была установлена с их слов и требовала проверки по базе данных УВД по г.Сыктывкару. Кроме того, следовало опросить заявителей на предмет установления обстоятельств, являющихся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, либо отсутствии таковых. В связи с чем считает, что было достаточно оснований для препровождения задержанных в УВД по г.Сыктывкару и составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно данным Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть УВД по г.Сыктывкару ..., Щербетов Д.А., Белитский Г.А., Опарин И.М. и Зайцев Д.М. доставлены в УВД 01.05.2011 года в 13 часов 00 минут, освобождены: Щербетов Д.А. в 14 часов 30 минут, Белитский Г.А. в 14 часов 30 минут, Опарин И.М. в 15 часов 00 минут и Зайцев Д.М. в 14 часов 30 минут.

Согласно протоколам об административных правонарушениях Щербетову Д.А., Белитскому Г.А. и Зайцеву Д.М. и Опарину И.М. вменялось участие в 12 часов 30 минут у дома ... по ул. ... в г.Сыктывкаре в проведении публичного мероприятия в виде шествия и невыполнение законных требований сотрудников УВД г. Сыктывкара о прекращении участия в публичном мероприятии, в связи с нарушением требований п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП.

Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Постановлениями мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара производство по делам об административных правонарушениях в отношении Щербетова Д.А., Белитского Г.А. и Зайцева Д.М., возбужденных по ст. 20.2 ч. 2 КоАП РФ прекращены за отсутствием события административного правонарушения.

Решением Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Эжвинского района МО ГО «...» ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2 ч.2 КоАП РФ, в отношении Опарина И.М. отменено. В действия Опарина И.М. события административного правонарушения не установлено.

Как следует из вышеуказанных постановлений судов, доказательств участия заявителей в момент их задержания в каком либо публичном мероприятии, нарушения регламента данного мероприятия или нарушения общественного порядка не установлено.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что данное шествие можно квалифицировать как публичное мероприятие, поскольку заявители двигались с флагом, раздавали листовки, не подтверждены соответствующим закреплением и изъятием доказательств по административному делу, а, кроме того, противоречат вступившим в законную силу постановлениям судов.

Суд, проанализировав нормы административного законодательства в части определения поводов к возбуждению дела и применения мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст.ст. 27.1., 27.2., 27.3., 28.1 и 28.5 КоАП РФ, требования статей 2,12,13 Федерального закона «О полиции», предусматривающих обязанности сотрудников полиции по охране общественного порядка, защите интересов общества и граждан, и закрепляющих определенные права, для выполнения возложенных на них обязанностей, с учетом положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что у сотрудников УВД по г. Сыктывкару отсутствовали поводы для возбуждения административных дел в отношении заявителей, которые двигались к митингу, организованному КПРФ и согласованному с АМО ГО «Сыктывкар». Сотрудники могли на месте разрешить спорный вопрос, однако, при отсутствии оснований применили к заявителям меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления.

Действия заявителей не могли быть квалифицированы сотрудниками как самостоятельное публичное мероприятие, что подтверждается и постановлениями мирового судьи Первомайского судебного участка и решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара .

На основании изложенного суд пришел к выводу, что у сотрудников отсутствовали основания к доставлению Щербетова Д.А., Белитского Г.А., Опарина И.М. и Зайцева Д.М. в УВД по г. Сыктывкару для составления административного протокола.

Незаконное доставление в органы внутренних дел в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении посягает на личную неприкосновенность и свободу заявителей.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Таким образом, неправомерные действия сотрудников полиции по доставлению Щербетова Д.А., Белитского Г.А., Опарина И.М. и Зайцева Д.М. в здание УВД по г. Сыктывкару, повлекли нарушение прав и свобод заявителей.

Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару по доставлению в отделение милиции и ограничению свободы Щербетова Д.А., Белитского Г.А., Опарина И.М., Зайцева Д.М..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Сироткина Е.М.

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200