о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством



Дело № 2-855/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием представителя истца Кузьминского А.В.,

представителя ответчика Парначевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

06 сентября 2011 года гражданское дело по иску Дорожного агентства Республики Коми к Марину А.А. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством,

установил:

Дорожное агентство Республики Коми обратилось в суд с иском к Марину А.А. о взыскании платы в размере ... руб. в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми.

В обоснование исковых требований указано, что в результате проведения весового контроля на ППВК автодороги Сыктывкар-Ухта (132 км) 14.05.2010 г. установлен один факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом ..., под управлением водителя Марина А.А. с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортного средства. Нарушение правил перевозки тяжеловесного груза было произведено в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом Дорожного агентства Республики Коми .

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, его представитель с иском не согласилась, указывая, что Марин А.А. не являлся перевозчиком, которые и должны выплачивать компенсацию ущерба дорогам. При осуществлении расчетов истцом не учтена погрешность прибора, производившего взвешивание. Акты контроля весовых параметров не являются надлежащими доказательствами по делу, составлены неуполномоченным лицом. Фактическая масса транспортного средства не превысила допустимую. Истцом не подтвержден маршрут перевозки. Отсутствуют первичные документы о перевозке тяжеловесного груза. При вводе режима временного ограничения движения не были установлены соответствующие дорожные знаки. Дорожное агентство РК не имело полномочий вводить временные ограничения.

Ходатайство представителя ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что в настоящее время ответчик Марин А.А. является индивидуальным предпринимателем, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку на момент подачи искового заявления Марин А.А. предпринимателем не являлся. Пунктом 1 ст.33 ГПК РФ предусмотрено, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что автодорога «Сыктывкар-Ухта» находится в государственной собственности Республики Коми.

Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом автодороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, в том числе автодороги «Проезд к промышленному узлу Дырносский», «Обход г.Сыктывкара», «Подъезд к промышленному узлу «Эжвинский», «Сыктывкар-Ухта», «Подъезд к п.Ракпас» переданы в оперативное управление Дорожному агентству Республики Коми, которым, как органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми, производится взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы.

Приказом Дорожного агентства Республики Коми было введено временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, транспортных средств с грузом или без груза, нагрузка на ось которых превышает допустимые значения на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия – 6 тс на ось; на автомобильных дорогах с переходным типом покрытия и грунтовых автомобильных дорогах – 1,5 тс на ось, в период с 23.04.2010 г. по 22.05.2010 г. на территории, в том числе городов республиканского значения Сыктывкар и Ухта с подчиненной им территорией.

Проезд автотранспорта с осевыми нагрузками, превышающими вышеуказанные допустимые значения в период временного ограничения движения по автомобильным дорогам, разрешен только при наличии специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов (п.2 Приказа).

14.05.2010 г. в результате проведения весового контроля на посту весового контроля автодороги Сыктывкар-Ухта (132 километр) был установлен факт перевозки тяжеловесного груза автомобилем ..., и прицепом ..., под управлением водителя Марина А.А. с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.

Из протокола весового контроля и акта контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) следует, что полная транспортного средства составляла 36590 кг, при этом нагрузка на 1 ось составляла 5600 кг /2980 + 2620/, на 2 ось – 7990 кг /4390 + 3600/, на 3 ось – 7970 кг /4390 + 3580/, на 4 ось – 7310 кг /3810 + 3500/, на 5 ось – 7720 кг /4140 + 3580/.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Статьей 31 Закона предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется: Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения; собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам (п.п.8, 9 ст.31).

Согласно п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. №934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определен Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 г. №295.

Во исполнение указанных положений Дорожным агентством Республики Коми был произведен расчет суммы платы за провоз транспортным средством ..., и прицепом ..., тяжеловесного груза. В соответствии с разъяснением по протяженности маршрута сумма платы за провоз тяжеловесного груза по акту составила ... руб.

Стороной ответчика отрицался факт того, что Марин А.А. являлся законным владельцем транспортного средства ..., и прицепа .... Как следует из представленных документов, указанное транспортное средство принадлежит А.Г., Марин А.А. управлял им на основании доверенности .

Соответственно, на основании п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно которому вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, исковые требования Дорожного агентства Республики Коми, предъявленные к Марину А.А., удовлетворению не подлежат.

Кроме того, протяженность маршрута транспортного средства под управлением Марина А.А. не подтверждена документально, Марин А.А. ее оспаривает, о чем также свидетельствует его запись в представленном истцом документе, составленном в месте проведения весового контроля.

При расчете размера вреда применена протяженность движения транспортного средства 147,316 км, однако в материалах дела отсутствуют первичные документы, свидетельствующие о следовании транспортного средства под управлением ответчика по указанному маршруту.

Наличие путевого листа, а также обязанность организаций и предпринимателей по обеспечению водителей необходимыми путевыми документами предусмотрена п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090, п.2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, п.5.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, п.2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 г. №2.

Между тем, путевой лист и товарно-транспортные накладные на груз истцом не представлены, в связи с чем суд не имеет возможности проверить правильность произведенного расчета превышения полной массы и осевой нагрузки автомашины и обоснованность применения в данном случае временных ограничений, в том числе исходя из характера перевозимого груза.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно п.18 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 г. №149 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам» временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.

Однако стороной истца установка соответствующих дорожных знаков на спорном маршруте документально не подтверждена: в материалах дела отсутствуют доказательства согласования с Управлением ГИБДД МВД по Республике Коми дислокации временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств, до начала их установки, а также их установки в строгом соответствии с Приказом от 23.03.2010 г. №86.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, суд приходит к выводу, что исковые требования Дорожного агентства Республики Коми о взыскании с Марина А.А. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Дорожному агентству Республики Коми в удовлетворении исковых требований к Марину А.А. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200