Дело № 2-6192/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд В составе председательствующей судьи Петровой Е.Е. При секретаре Романовой Л.П. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 11 августа 2011 года дело по иску Русановой Л.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию об обязании предоставить денежную выплату, и У с т а н о в и л : Русанова Л.А. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию об обязании предоставить единовременную денежную выплату. Представитель Русановой Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивал. Представитель АМО ГО «Сыктывкар» поддержал позицию Русановой Л.А.. Представитель Агентства РК по социальному развитию с иском не согласился. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Русанова Л.А. является инвалидом второй группы (справка ...). Русанова Л.А. состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении на основании п. 8 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РК, утвержденных Указом Главы РК ... с составом семьи ... человек. Приказом Агентства РК по социальному развитию ... Русановой Л.А. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, со ссылкой на следующее. Согласно справке администрации МО ГО «Сыктывкар» от 14.01.2011 г..., основанием постановки на учет Русановой Л.А. является п.8 пп. «д» «Проживающие на условиях поднайма в государственном и муниципальном килищных фондах либо найма в частном жилом фонде и не имеющие другой жилой площади» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми ... При этом наличие жилой площади у Русановой Л.А. подтверждается: а) Свидетельствами о государственной регистрации права согласно которым Русановой Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок для обслуживания жилого дома и индивидуальный жилой дом общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: г. ...; б) Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества ..., подтверждающей яаличие у Русановой Л.А. в собственности жилого дома по адресу: ... Согласно паспортным данным Русановой Л.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... и, следовательно, имеет законное траво пользования жилым помещением. Согласно справке о составе семьи Отдела регистрационного учета граждан б/н, по адресу: г. ... зарегистрированы ... человека, жилая площадь помещения составляет ..., кв.м., обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет ... кв.м. в) иных оснований для признания Русановой Л.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных Указом Главы Республики Коми ... не указано. Суд считает отказ Агентства РК по социальному развитию в предоставлении единовременной денежной выплаты Русановой Л.А. незаконным по следующим основаниям. На основании постановления главы АМО ГО «Сыктывкар ... Русановой Л.А. был предоставлен земельный участок площадью ... кв.м. по адресу: ... для строительства жилой пристройки к существующему дому со сносом сгоревшей части дома. Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар ... Русановой Л.А. на праве аренды был предоставлен земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ... для строительства индивидуального жилого дома. На основании указанного постановления истицей было начато строительство индивидуального жилого дома. Постановлениям главы АМО ГО «Сыктывкар ... право аренды истицы на указанный земельный участок было продлено. Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства АМО ГО «Сыктывкар ... строящемуся индивидуальному жилому дому, расположенному в Южном районе зарезервирован адрес... Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар ... Русановой Л.А. был предоставлен в собственность земельный участок площадью ... кв.м. по адресу: ... для завершения строительства и обслуживания жилого дома. Право собственности Русановой Л.А. на земельный участок и индивидуальный жилой дом – объект незавершенного строительства, степень готовности ... %, расположенные по адресу: ..., было зарегистрировано в ЕГРП ... Заключением Межведомственной комиссии АМО ГО «Сыктывкар» ... жилой дом ... Сыктывкара был признан непригодным для проживания. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. В силу ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Постановлением Правительства РК от 07.11.2006 г. № 282 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья» установлен порядок предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья. Согласно п. 3 Постановления установлено, что Агентству Республики Коми по социальному развитию необходимо обеспечить формирование и ведение республиканского списка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании документов, представляемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 2 Порядка социальные выплаты предоставляются инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г. Право на получение социальных выплат имеют граждане из числа указанных в пункте 2 настоящего Порядка категорий граждан, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий и продолжающие состоять на указанном учете (п. 3 Порядка). В соответствии с Порядком, список указанных в пункте 2 настоящего Порядка категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на предоставление социальных выплат (далее - республиканский список), формируется по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Согласно указанному Порядку, решение о предоставлении социальных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством Республики Коми по социальному развитию в течение месяца со дня представления гражданами заявлений на получение социальных выплат с соответствующими документами. Русанова Л.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении т.е. на момент возникновения спора по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья продолжала состоять на данном учете. Следовательно, к возникшим правоотношениям подлежат применению ч. 2 ст. 6 Вводного закона и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в их нормативно-правовом единстве. В соответствии с п.8. абз «д» Указа Главы РК от 27.05.1999 N 190 (ред. от 23.09.2003) "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми", действовавшего до введения в действие ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие на условиях поднайма в государственном и муниципальном жилищных фондах либо найма в частном жилищном фонде и не имеющие другой жилой площади. На день рассмотрения спора Русанова Л.А. жилой площадью не обеспечена, поскольку жилой дом ... Сыктывкара в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, а индивидуальный жилой дом – объект незавершенного строительства, степень готовности ... %, расположенный по адресу: ... жилым помещением в силу ст. 15 ЖК РФ не является. Кроме того, АМО ГО «Сыктывкара» право истца состоять на соответствующем учёте не оспаривает и признает за истцом право на улучшение жилищных условий. Суд также не принимает доводы ответчика о том, что заключение Межведомственной комиссии АМО ГО «Сыктывкар» ... не может быть принято во внимание при решении вопроса о предоставлении истице единовременной денежной выпталы, поскольку Межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения, с учётом следующего. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Таким образом, заключение Межведомственной комиссии АМО ГО «Сыктывкар» ... принято в пределах полномочий установленных ст. 51 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", а факт невынесения АМО ГО «Сыктывкар» решения о дальнейшем использовании помещения не может повлиять на права Русановой Л.А. на предоставление ЕДВ. Также суд не принимает доводы Агентства о том, что в жилом доме ... Сыктывкара также зарегистрирована А.В., поскольку А.В. членом семьи Русановой Л.А. не является, жилых помещений в собственности также не имеет ( и на момент вынесения настоящего решения снята с регистрационного учёта по указанному адресу. С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Агентство РК по социальному развитию предоставить Русановой Л.А единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Русановой Л.А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья согласно ст.ст.14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Е.Е.Петрова Председательствующий: Е.Е.Петрова